Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П. |
Комедия эпохи. «Вишневый сад А.П.Чехова».
21.06.2012, 00:54 | |
Комедия эпохи. «Вишневый сад А.П.Чехова». «Распалась связь времен»,- с ужасом понимает Гамлет, когда в Датском королевстве, едва схоронив государя , играют свадьбу вдовствующей королевы и брата усопшего , когда на только что засыпанной могиле возводят новые дворцы. Самое трудное : уловить, как это происходит - смена эпох, разрушение прежнего уклада жизни, возникновение новых форм. Потом, десятилетие спустя, историки определят «переломный момент», но редко современники осознают , что за время на дворе. И еще реже, осознав, скажут, как сказал Тютчев: «Блажен , кто посетил сей мир в его минуты роковые». В «роковые минуты» жить страшно . Страшно, ибо люди теряются в непонимании: отчего вдруг рушится все, что стояло веками, отчего крепкие стены, защищавшие дедов и прадедов, вдруг оказываются картонными декорациями? В таком неприютном, продуваемом всеми ветрами истории мире человек ищет опоры - кто в прошлом, кто в будущем, кто в мистических верованиях. В своих ближних опоры не ищут - окружающие так же растерянны и ошеломлены. И еще человек ищет «виноватых»- кто «все это устроил»? Такими «виноватыми» оказываются чаще всего те, кто рядом : родители, дети, знакомые. Это они, - они не защитили, упустили... Ах, извечные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герои «Вишневого сада» - люди , попавшие в тектонический раскол, образовавшийся во времени, вынужденные жить, то есть любить и радоваться , в этой расселине обстоятельств большой истории. Этот разрушительный момент - время их единственной жизни, которая имеет свои особые частные законы и цели. Они живут над пропастью- обречены жить. И содержание их времени есть разрушение того, что было жизнью поколений. Герой Чехова , как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации , которая стала излюбленной для всей новой драмы 20 века, - эта ситуация порога. Еще ничего такого не происходит , но уже есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек. Смешно рассуждать, как Петя Трофимов об исторической необходимости в ситуации чьего -то личного горя. Страшно, как Блок, оправдывать разрушения родового гнезда, где проходила жизнь поколений, с классовой точки зрения. Эти рассуждения прежде всего безнравственны. Чеховская объектная манера, его принципиальный отказ от авторского указующего перста и позволили запечатлеть Время в его целостности, не оправдывая и не осуждая, не подчеркивая ничьей правоты в ущерб правоте другого. Ибо одно из главных убеждений Чехова в том , что никому не дано знать всей правды, каждый видит лишь часть ее, принимая свое неполное знание за полноту истины . Именно об этом говорит Катаев: «Оставшись верным своему принципу - наделять героев одинаково страдательным положением по отношеню к непонимаемой ими жизни, незнанием «настоящей правды», Чехов в последней своей пьесе разрабатывал жанровую форму , адекватную этому принципу». Почему же такой жанровой формой оказалась комедия? Каковы чеховские принципы соединения комического и трагического? В «Вишневом саде» комичны не отдельные персонажи, такие как Шарлотта, Епиходов, Варя. Непонимание друг друга , разнобой мнений, алогизм умозаключений, реплики и ответы невпопад - подобными несовершенствами мышления и поведения , дающими возможность комического представления, наделены все герои. В пьесе Чехова принцип повторения и взаимоотражения персонажей является не избирательным, а тотальным , всеохватывающим . Непоколебимо стоять на своем, быть самопоглощенным своей правдой, не замечая сходства с остальными , - у Чехова это выглядит как общий удел, ничем не устранимая особенность человеческого бытия. В этом - незаменимости и непоколебимой верности каждого своей сути - и состоит основа комедийности пьесы, какими бы серьезными или грустными последствиями и осложнениями ни оборачивалось такое постоянство для его носителей и для окружающих. | |
Просмотров: 899 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта