Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Достоевский Ф.М |
«Когда уже некуда больше идти» (тупиковые ситуации в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
13.11.2009, 18:17 | |
…судьба свернула в тупик, выхода из которого нет. Вперед есть еще видно, не дальний, пока не упрешься в стену, а поворотить назад уже нельзя… Ничего не выйдет. В. Распутин. В своем романе Ф.М. Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных людей. Но здесь она прозвучала еще сильнее. Одну за другой раскрывает нам писатель картину беспросветной нищеты. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть Петербурга, клоаку столицы. И на фоне этого пейзажа, среди грязи, вони, духоты развиваются судьбы многих людей, морально и физически искалеченных жизнью. Очень тесно переплетается судьба главного героя Раскольникова с судьбой семьи Мармеладовых. Спивается и теряет человеческий облик Мармеладов, которому уже «некуда идти» в жизни. Он понимает всю трагичность своего положения, понимает, что пить нельзя, что у него семья, дети, но не может остановиться. Измученная нищетой, погибает от чахотки Екатерина Ивановна. Соня вынуждена торговать собой, чтобы спасти семью от смерти. «Ей три дороги, — думал Раскольников, — броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или … или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум, окаменяющий сердце». Первый из этих трех вариантов предпочтительнее всего, но даже самоубийство как достойный исход в ее положении исключено. И Соне остается только сохранять чистоту своей души при помощи веры, любви и доброты к ближним. Такова уж ее судьба. Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова жертвовать собой и выйти замуж за Лужина, который противен ей. Мать Раскольникова живет одним только сыном, думает только о нем, но не знает, как помочь ему. Она подозревает, что с ним творится, но она лишена милости общаться с ним. И от этой безысходности она сходит с ума. После конфликта с Лужиным они остаются без средств к существованию. Нечего делать в жизни и Свидригайлову. Человек, по вине которого умерла его жена, человек, ставший причиной мучений Дунечки, едет в Петербург о которой, возможно, и подозревал. Сам Петербург, город «полусумасшедших», затягивает его, мучает его. После объяснения с Дунечкой пустота остается в душе Свидригайлова. Страшный пейзаж Петербурга так органично сливается с идеей самоубийства, да еще и при свидетеле… Зачем это нужно Свидригайлову? Людям самим свойственно создавать себе проблемы. Но раскольников понимает, что жестокая сила, создающая в жизни тупики для бедняков и бездонное море страданий, — это деньги. Родион видит эти страдания, и у него появляется идея, отгородившая его от людей и всего мира. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно же, поскорее…». Так идея толкает героя на преступление, загоняя в клетку, из которой, кажется, нет выхода. Но выход есть, даже два выхода — пуля в лоб или «по Владимирской». Но есть для Раскольникова еще один выход — Соня. Единственный герой, умеющий избегать безвыходных ситуаций — Разумихин. Но даже он поставлен в тупик поведением Раскольникова. Человеку свойственно создавать себе преграды, но надо помнить, что некоторые из них трудно будет сломать. Выход из затруднительных положений заключается в любви, вере, в терпимости к людям и себе самому. Духовная чистота — вот что важно. Достоевский, ставя своих героев в такие ситуации, вероятно, хотел показать нам, что есть сильные люди, которые не сломаются и вынесут все. Именно благодаря таким «беззащитным существам» (как Соня, Лизавета, Дуня) и держится мир, рушатся такие, казалось бы, неколебимые идеи, как у Раскольникова. | |
Просмотров: 11385 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта