Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
13.11.2009, 19:25
«Если бы Господь Бог» решил заняться литературой,
ему было бы достаточно написать одну книгу. Это был бы роман «Война
и мир».


Я не помню имя голландского критика, давшего такую
высокую оценку книге Л.Н. Толстого. Но, в принципе, это не столь важно, самое
главное — удивительно верное понимание всемирной значимости великого
произведения.

Л.Н. Толстой работал над написанием романа в течение семи
лет, в период с 1863 по 1870 год. Не стоит лишний раз делать экскурс в историю,
все и так знают, какими были годы переходного периода, когда был разрушен один
уклад жизни и в муках рождался другой.

Политический кризис,
экономический кризис, брожение умов, увлечение разными идеями, порой,
абсурдными, появление самых разных философских течений — все это закономерно
для страны, которая испытала много потрясений на своем веку. Но есть еще одна
удивительная особенность столь сложной эпохи: появление значительных
художественных произведений, новые открытия в искусстве, напряженный поиск
творческой мысли.

Больше пятидесяти лет прошло после Великой
Отечественной войны 1812 года. Какую роль это событие сыграло в истории нашего
отечества, знает каждый. Но ведь не зря поэт сказал, что «большое видится
на расстоянье», более объективная оценка возможна лишь через многие годы после
события. Толстой прекрасно понимал всю важность и сложность задачи. Ему,
уже достаточно известному к тому времени писателю, очень пригодился собственный
военный опыт. Писатель-баталист и офицер сошлись в одном лице.
Философ и психолог взялись за писательскую работу. Двадцать глав в романе
занимают картины Бородинского сражения. Эпизоды, массовые сцены, отдельные
зарисовки, психологическое состояние воюющего человека — все это создает
величественную картину, широкомасштабное полотно, на котором запросто может
открыться отдельная человеческая личность.

Читатель видит двигающиеся
стройные колонны, остроконечные пики штыков, почти физически ощущает
дым и слышит грохот орудий. Решается судьба любезного отечества, и решает
ее в данном случае не царь Александр I, не главнокомандующий Кутузов, а народ.
Нет на данный момент классового противостояния. Аристократ князь Болконский
и солдат на батарее Раневского думают одинаково.

«Всем народом
навалиться хотят. Один конец сделать хотят. Одним словом — Москва!»


Национальный фактор играет первостепенную роль в развитии народной
мысли. Очень хорошо говорит по этому поводу князь Андрей, размышляя о назначении
Кутузова главнокомандующим и смещении с этого поста шотландца Барклая де Толли:
«Когда Россия была здорова, ею мог управлять чужой, и он был хороший министр,
но когда она в опасности, ей нужен свой, родной человек». Здесь налицо отражение
народной мысли. Русский солдат будет атаковать неприятеля под командованием
русского человека.

Молебен перед иконой Иверской Богоматери наполняет
душу ожиданием чего-то сурового, но необыкновенно важного. Люди
готовятся стоять насмерть. Толстой делает психологический ход, показывая картину
сражения глазами невоенного человека, графа Пьера Безухова, которому захотелось
побывать в гуще событий. Именно Пьер замечает на лицах солдат и ополченцев
выражение «сознания торжественности минуты».

Л.Н. Толстой убежден,
что успех или поражение любой армии зависит в полной мере от того, что именуется
духом войска. Один из любимых героев писателя князь Андрей называет
это «чувством, которое есть во мне, в нем, — он указал на капитана Тимохина, —
в каждом солдате».

Лучшие представители дворянства понимают важность
единения с народом, им не свойственна сословная спесь и высокомерие.
На мой взгляд, это и есть истинный аристократизм духа.

В Бородинском
сражении численный перевес оказался на стороне французов, но Толстой не случайно
говорит о нравственной победе русского войска. Нанесен удар по репутации
непобедимости Бонапарта. В Москву войдет не армия торжествующего победителя,
а измученное кровопролитной битвой войско. Войдет в пустой город, который скоро
запылает пожаром:

Не праздник, не приемный дар,
Они готовили пожар

Нетерпеливому герою…

Народ предпочтет уничтожить, предать огню,
но не отдать неприятелю то, что по праву принадлежит ему. Таков ход мысли
народной. Может быть, с прагматической точки зрения человека, живущего
в ХХI веке, подобное покажется глупым, лишенным логики, но, наверно, в такой
жертвенности залог духовной мощи нации.

В четвертом томе Л.Н. Толстой
показывает партизанское движение. В одном отряде сражаются дворяне Долохов
и Денисов, крестьянин Тихон Щербатый и юный граф Петр Ростов. Не случайно
писатель употребляет выражение: «Дубина народной войны». Гнев народной Немезиды
обрушивается на неприятеля. Здесь нет места военной науке, не идет речь
о тактике и стратегии. «Дубина народной войны со всей своей грозной
и величественной силой опустилась на врага и гвоздила до тех пор, пока
не уничтожила все нашествие».

Л.Н. Толстой терпеть не может
так называемого казенного патриотизма. Его любимые герои никогда не говорят
высокопарных фраз о своей любви к отечеству, не клянутся перед образами,
но каждый из них готов любую минуту пожертвовать собой, когда это понадобится
Родине, России.

Народное единство — залог спасения, выхода из тупика,
победы над социальным злом. Перечитаем страницы великой книги и постараемся
извлечь так нужный нам сегодня урок!
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1023 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]