А. М. ГОРЬКИЙ: "ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА" - Горький М. - Сочинения по русской литературе - Каталог файлов - AlexLat
Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

А. М. ГОРЬКИЙ: "ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА"
27.12.2013, 17:17
А. М. ГОРЬКИЙ: "ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА"
Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился "рабом вещей", падала ценность личности.
В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои - вымышленные.
В пьесе "На дне" Горький показывает уже совершенно другой тип людей - людей дна, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Пьеса "На дне" - это произведение, которое лишено действия, в нем нет завязки, основного конфликта и развязки. Это как бы набор действий различных людей, собравшихся в ночлежке. Герои, их внутренний мир раскрываются не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет какую-то свою философию, свою идею.
Попробуем разобраться, какую же философию несут в себе герои пьесы "На дне". Первое, что бросается в глаза, - это грубость в разговорах героев. Это происходит, может быть, потому, что люди не хотят и не могут принять своего ничтожества и своей грубостью как бы защищаются от внешних изменений ("Дура ты, На-стька..."). Люди как будто озверели, они уже не могут говорить нормальным живым тоном. Даже Клещ не может сказать ласкового слова умирающей жене ("Заныла"). Считается, что главное слово в пьесе - правда. Это слово лейтмотивом проходит через всю пьесу. Но правда героев неоднозначна. Она находится как бы в двух измерениях. С одной стороны - правда их будничной повседневной жизни, правда "дна", и с другой - правда, которую они хотели бы видеть. Это правда "вымышленная". И с самого начала мы уже видим конфликт этих двух правд.
Квашня. Чтобы я, - говорю, - свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине в крепость себя отдала - нет! Да будь он хоть принц американский, - не подумаю замуж за него идти. Клещ. Врешь! Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь! Обвенчаешься в Абрамкой...
Квашня. Козел ты рыжий! Туда же - врешь! Да как ты сме-' ешь говорить мне такое дерзкое слово? '
Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты обвенчаешься... только того и ждешь...
Квашня. Конечно! Если бы... как же! Ты вон заездил жену-то до полусмерти...
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое дело... Квашня. А-а! Не терпишь правды!
Из этой короткой сцены становится понятной сущность конфликта этих двух правд. Никто из героев не хочет признаваться себе в своем ничтожном положении, то есть в реальной правде. Своей кульминации конфликт реальной и вымышленной правды, завязавшийся с самого начала пьесы, достигает в третьем действии в споре о правде Бубнова, Клеща и Луки. Клещ обнажает правду реальную.
Клещ. "Какая - правда! Где - правда? Вот - правда! Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она - правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне - правду? Жить - дьявол - жить нельзя... вот она правда!.. Говорите тут - правда! Ты, старик утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!"
Конфликт правд - это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противопоставляется также и прошлому, то есть герои хотят вернуть свое прошлое. Ведь в пьесе мы не видим, какими путями они пришли в ночлежку. Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит.
Лука. "Уйдем, милая! ничего... не сердись! Я - знаю... Я - верю! Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она! Была!" Суть философии Луки заключается в том, что вера может заме-нить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, в пьесе два философских взгляда взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.
Есть такое высказывание Горького: "Правда - бог свободного человека". Но если говорить о героях пьесы "На дне", то о них нельзя сказать, что они свободные люди и что у них вообще есть какая-то правда. Эти люди не свободны, хотя они 
и босяки. А для Горького герой-босяк, цыган и др. - герой свободный. Но персонажи пьесы "На дне" не хотят свободы. Им нс нужна эта правда "свободного человека".
Многие считали, что пьеса "На дне" - это "буревестник революции". В пьесе нет ни одного призыва, но вся пьеса с начала и до конца ведет к тому, что в таком мире больше нельзя жить. Герои "На дне" не могут этого сделать. Например, Актер. Он вроде старается вырваться из этого мира. Но все равно не способен бороться, а значит - не может жить. Мне кажется, что эту пьесу нельзя однозначно трактовать. В ней скорее ставятся вопросы, чем даются ответы.
Категория: Горький М. | Добавил: alexlat
Просмотров: 152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]