Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

Что лучше: истина или сострадание? (идейно-композиционная роль образа Луки)
13.11.2009, 20:53
Лука — лживый скептик
и созерцатель, равнодушный к людям, но любящий загадки
жизни, причудливые
комбинации существования.


И. Анненский.


Пьеса Горького «На дне» была написана в тысяча девятьсот втором году
о некой «изнанке жизни». Сам Горький отмечал, что пьеса явилась итогом его почти
двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей».

Мрачный быт ночлежки
изображен автором как воплощение социального зла. Горький описывает этот приют
убогих и «хилых»: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелый, каменные своды,
закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, —
и квадратного окна с правой стороны». Под сводами этого подземелья оказались
люди самых разных характеров и социального положения. Каждый из них наделен
своими индивидуальными чертами. Рисуя всех обитателей ночлежки и подчеркивая
в них человеческие черты, достойные сострадания, Горький вместе с тем со всей
решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков. Каждый из ночлежки живет
надеждами, но изменить свое плачевное положение не может в силу трагического
стечения обстоятельств. Но вот появляется в пьесе новый, неведомо откуда
взявшийся персонаж — Лука, который был задуман горьким как загадочная,
противоречивая фигура. С одной стороны, он выступает в амплуа утешителя,
дарующего надежду обитателям ночлежки, с другой стороны — разоблачителя.


Сам Горький указывал, в чем состояла главная проблема пьесы: «Основной
вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание?
Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
точнее: что лучше — истина или сострадание, правда или ложь во спасение.


Этот вопрос сложен, как и сама жизнь. При всей его сложности,
мы попытаемся на него ответить.

Старик Лука выполняет в пьесе роль
утешителя. Анну он успокаивает разговорами о блаженной жизни после смерти. Пепла
соблазняет картинами вольной жизни в Сибири. Пьянице Актеру он сообщает
об устройстве специальных лечебниц, где лечат алкоголиков. Лука говорит
нелицеприятные слова «хозяевам жизни», вступается за тех, кого, по его мнению,
несправедливо обижают. С другой стороны, он не всегда добр и жалостлив. Когда
его называют «мягким», он отвечает с горькой иронией: «Мяли много, поэтому
мягок». В самом первом обращении к обитателям ночлежки слышна ирония: «Доброго
здоровья, народ честной!» или «Я и жуликов уважаю. Ни одна блоха не плоха…».
Создается впечатление, что Лука не очень то уважает тех, к кому обращается,
к каждому из ночлежки у Луки свой психологический подход. Он рассказывает притчу
о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый
доказал, что такой земли нет, человек повесился с горя. Этим Лука хочет лишний
раз подтвердить, насколько спасительна иногда ложь и как не нужна бывает правда.
После встречи с Лукой герои чувствуют себя обманутыми, хотя он никому не говорит
в буквальном смысле слова неправды. На самом деле постепенно выясняется,
что он только лишил всех надежды, хотя основная причина поражения героев —
их слабая воля, социальное устройство общества, но определенная ответственность
ложится на Луку, потому что он сам не верит в то, что эти люди хотят себе
помочь.

Философию лжи, которую «показывает» нам и героям Лука, то есть
философию оправдания спасительной лжи — автор отвергает. Ложь старца Луки
принимает реакционную роль, это ложь — выражение слабости исторического
бессилия.

Сама композиция пьесы разоблачает философию Луки. Пожалуй,
его можно отнести к психологическому типу «великого провокатора». Сама
действительность, суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки.
Его благостные разглагольствования на сцене кажутся автору фальшивыми. Горький
прибегает к необыкновенному композиционному приему: он задолго до финала убирает
Луку, который более не появляется. Столкновение субъективного и объективного
моментов и последовавшую за этим катастрофу и показывает Горький. Философию Луки
отвергает противопоставленный ему Сатин: «Ложь — религия рабов и хозяев.
Правда — Бог свободного человека!» Если идеи Луки есть прошлое, то идеи Сатина —
будущее, но к настоящему делу Сатин непригоден.

Точного и фактического
ответа на вопрос автора: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе нет.
Мне кажется, что ложь во спасение необходима. Лука старается дать погибающим
хоть какую-нибудь надежду, несет какое-то небольшое,
но облегчение обитателям ночлежки. Все остальные же клянут жизнь и грешат,
грешат, грешат. А человек живет надеждой!..
Категория: Горький М. | Добавил: alexlat
Просмотров: 5405 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]