Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М. |
«Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».).
21.06.2012, 22:28 | |
«Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».). Вниманием к широкому зрителю во многом объяснялось обращение Горького к драматургии. На театральных подмостках люди не просто видели, а испытывали вместе с героями отвращение к мраку и надежду на свет. Пьеса "На дне”, которая не сходит с отечественной сцены и обошла крупнейшие театры мира, запечатлела частичное, несмелое пробуждение человека к жизни – чему и поклонялся драматург. Название "На дне” рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне”? "На дне” чего, только ли жизни? Может быть, и души? Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. Пьеса М. Горького оказалась новаторской по теме и идее. Это во многом сказалось на её форме. Что такое человек? В чем смысл его существования? Нужна ли человеку жалость? Эти извечные вопросы раскрываются в произведении "На дне”, поэтому пьеса имеет непреходящее значение. Особенностью, новаторством в пьесе можно считать смешение бытовой стороны жизни героев, социальных, философских и психологических конфликтов. Бытовая сторона жизни ночлежников описывается очень детально. Горький изображает нищенскую среду обитания героев. Они живут в подвале, похожем на пещеру. "Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой, ” – показывает писатель. Прослеживается в описании условий жизни людей писательская позиция. Автор критикует среду обитания ночлежников и считает недопустимым существование в таких античеловеческих условиях. Ночлежники являются представителями разных слоев общества. Они изображаются грубыми, озверевшими, жадными людьми, судьба которых – влачить жалкое существование. Конечно, у них есть свои заветные мечты. Актер мечтает о былой студенческой славе, Настя мечтает о большой любви. Пепел хочет вернуться к праведной жизни, а Клещ мечтает о честном труде. Но Горький показывает, что его герои не способны изменить ситуацию, в которой они оказались по стечению жизненных обстоятельств. Ночлежники не могут выбраться из "трясины”, в которую попали. В большинстве своем эти люди слабохарактерные, безвольные, слабые духовно. Заметную перемену в их скучную, однообразную жизнь вносит странствующий проповедник Лука. В пьесе он играет роль утешителя слабых и угнетенных людей. Нужно отметить, что в пьесе нет главных героев. Все представители ночлежки олицетворяют собой единый собирательный образ одного человека, оказавшегося на "дне жизни”. Принцип, которому Лука следует на протяжении всей своей жизни, очень прост: "Ты надейся, ты – верь!” Вся философия Луки сжата в одном изречении: "Во что веришь, то и есть. ” Лука играет роль наркотика, своеобразного лекарства, к которому люди привыкают и от которого исцеляются. Пеплу он советует начать новую жизнь в Сибири с Наташей, Анне советует спокойно, без тревоги, умереть, Актеру говорит о возможности победить алкоголизм в бесплатной лечебнице. Но Пепел оказывается в тюрьме, Актер повесился, Анна скончалась. Оказывается, что утешительная философия Луки приносит не пользу, а вред. Умудренный опытом жизни Лука пришел к выводу, что человек достоин жалости, и он щедро одаряет ею ночлежников. Но на самом деле Лука примиряет человека с жестокой действительностью. Философия луки – ложь, но во благо человека. Эта ложь не принесет никому пользы, хорошая жизнь благодаря ей временна. Философии Луки противопоставляется философия Сатина. Он считает, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку. Сатин понял, что Лука лгал из-за жалости к людям: "Он врал… но – это из жалости к вам… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Ложь как "религию хозяев” воплощает в себе хозяин ночлежки Костылев, живущий чужими соками. Лука воплощает в себе ложь как "религию богов”, выражающую их слабость, неспособность бороться, склонность к терпению, примирению. Всей пьесой Горький разоблачает утешительство Луки. После его ухода ночлежники понимают, что Лука их \"поманил куда-то, а дороги не указал.” Автор считает, что горькая правда лучше, чем сладкая ложь. Таким образом, Горький придерживается мнения Сатина и считает его самым честным и справедливым героем пьесы. По этой причине именно устами Сатина автор произносит монолог о величии, важности человека. Сатин восклицал: "...Человек – это звучит гордо! …Все в человеке и все для человека!” В пьесе "На дне” автор подчеркивает "текучесть” жизни, возможность каждого человека оказаться "на дне жизни”. Речь героев полна афоризмами, которые несут в себе философский смысл. В авторских ремарках выражается отношение Горького к тому или иному конфликту, событию. Новаторство Горького-драматурга является и в том, что он поставил в пьесе проблему подлинного и мнимого гуманизма. Он первый поставил ее так широко и так страстно, побудив задуматься над этой проблемой миллионы людей во всем мире. Отрицание мнимого гуманизма поэтому и приобрело здесь такую силу, что ему было противопоставлено подлинное человеколюбие, основанное на вере в способность человека реально изменить мир. Вдумываясь в образы "дна”, миллионы людей говорили себе: даже если отброшенный назад, почти к пещерному бытию, человек не превращается в зверя – значит, человеческое сильнее звериного; если даже на самом дне жизни в человеке вспыхивают искры веры в возможность счастья на земле – значит, эта вера неугасима; если даже во мраке ночи , когда "путь-дороги не видать”, человек не поддается отчаянию – он найдет дорогу. И миллионы людей на всех языках повторят вдохновенные слова из пьесы "На дне”: "Человек – вот правда!”, "Человек – это звучит гордо!”, "Все в человеке и все для человека!”. | |
Просмотров: 1760 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта