Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.
21.06.2012, 01:10
 Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.

Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу нового героя – босяка, человека "дна". Сам писатель отмечал, что пьеса явилась итогом его почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших" людей.
Помещая героев пьесы в мрачную, убогую ночлежку, Горький показывает действительное "дно жизни", воплощение социального зла. Под "крышей" костылёвского подземелья оказались люди самого различного характера и положения, которое они занимали в обществе в "бывшей" жизни. Здесь и трудяга Клещ, обозлённый на весь свет и всё ещё живущий надеждой на "светлое будущее", вор и бандит Васька Пепел, жаждущий правильной жизни, спившийся и "потерявший имя" Актёр, философ-бродяга и карточный шулер Сатин, загадочный странник Лука. Все эти люди – жертвы обстоятельств и общества, но они, безусловно, достойны лучшей участи.
Название пьесы нельзя рассматривать однозначно: автор показывает положение героев "на дне" не только жизни, а, в первую очередь, людской души. Бубнов говорит о себе и своих сожителях: "…всё слиняло, один голый человек остался". Именно из-за "облинялости" главным в пьесе является внутренне состояние героев, а не их прежнее положение, поскольку теперь они все равны. "Тёмное царство позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего".
В пьесе нет главных и второстепенных героев. В сюжете главное - не столкновение людей в каких-то бытовых ситуациях, а столкновение жизненных позиций и взглядов этих людей. Поэтому это произведение – социально-философская драма. Всё в пьесе подчинено философскому конфликту, который по мнению самого Горького звучит так: "…что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?" Этот вопрос автор пытается раскрыть через диалоги героев, часто перерастающих в споры. Бытовой смысл понятий "ложь" и "правда" мы можем увидеть в словах Бубнова: "Вали всю правду, как она есть!" и Клеща: "Будь она проклята правда!" Здесь герои говорят о горькой правде жизни или, иначе, о "правде факта". Но с развитием действия обнаруживается, что героям недостаточно этой грубой правды. Некоторые из них живут тем, что перемешивают реальность и вымысел, говоря о своём прошлом (хвастовство Барона, рассказы Насти о поклонниках). Трагично то, что люди мечтают не о будущем, что, на мой взгляд, было бы вполне естественным, а о прошлом, которое ушло безвозвратно.
Поэтому создаётся впечатление, что у этих героев нет будущего вовсе.
Слова "ложь" и "правда" у Горького всегда значимы и символичны. Примером этого может служить афоризм Пушкина, который Горький использовал в одном из своих рассказов: "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман". С помощью мотивов "лжи" и "правды" Горький соотносит идеал и реальность. Сухая "правда" жизни, о которой говорит Бубнов, может оказаться ложью и "клеветой". Напротив, то, что сейчас воспринимается как "мечта" или "сон", может в будущем оказаться правдой.
Для Горького идеал – это "возможная реальность", "приближение" которой – "одна из важнейших задач художника".
Действительно, людям свойственно мечтать и жить для того, чтобы воплощать свои мечты в жизнь.
Обращая внимание на судьбы тех героев пьесы "На дне", которые задумываются о своём будущем, можно увидеть горькую иронию автора. Актёр вместо того, чтобы отправиться в лечебницу для "органонов", "на пустыре удавился"; Васька Пепел, как и собирался, следует в Сибирь, но не работать, а на каторгу; Лука "обещал" Анне рай, она  умирает, и вряд ли можно говорить о каком-либо её земном будущем. Вероятно, героям пьесы не хватает воли переделать себя, изменить что-то в своей жизни. Несмотря на непохожесть характеров, им всем свойственна "леность души". Их основная проблема – страх перед жизнью, перед свободой, слабость характера. Героям не хватает "твёрдой руки", человека, который смог бы их "растормошить". На первый взгляд кажется, что таким человеком стал Лука. Он выступает в роли утешителя, дарующего веру обитателям ночлежки. После появления этого старика кажется, что в ночлежке начинает "просыпаться" жизнь. Но постепенно выясняется, что Лука на самом деле только лишил всех надеж! ды. После его ухода герои опускаются ещё ниже, Актёр умирает. Разумеется, основная причина жизненного поражения героев – их слабая воля и, в какой-то степени, социальное устройство общества. Но и Лука "внёс свою лепту" - он лгал, но главное то, что он сам не верил в то, что эти люди захотят себе помочь. Автор не принимает позицию Луки. Это подтверждается столкновением "правд" Сатина и Луки. Сатин говорит: "…кто – сам себе хозяин… кто независим и не ждёт чужого – зачем ему ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!" И, наконец, победу Сатина подтверждают его слова, подводящие итог конфликту, ставящие точку в споре с Лукой: "Всё – в человеке, всё – для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга".
Изображая "дно", Горький показывает общество в миниатюре, поднимая важнейшие вопросы человечества. Таким образом, Горький на социальной основе отражает философскую проблематику – спор о человеке, добре и зле, которые поднимают проблему гуманизма

Категория: Горький М. | Добавил: alexlat
Просмотров: 650 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]