Главная » Статьи » Музыка » Верди

Джузеппе Верди
Джузеппе Верди (1813 - 1901)

В 40-е годы 19 столетия на сцене Миланского оперного театра "Ла Скала" одна за другой появляются оперы молодого композитора Джузеппе Верди. В эту пору народ порабощенной, раздробленной Италии собирал силы на борьбу с угнетателями-австрийцами и со своими феодалами. Оперы Верди с их героическими сюжетами, духом свободолюбия, музыкой, близкой к народу, полной энергии и страсти, были восприняты итальянцами как боевой призыв. Их постановки приобретали значение политических событий. Хоры и арии из этих опер становились революционными песнями. "Маэстро итальянской революции" - так позднее прозвали Верди патриоты.
Горячее сочувствие встретила первая историко-героическая опера Верди "Навуходоносор" ("Набукко", 1842). Показанные в ней страдания порабощенного вавилонянами еврейского народа напоминали слушателям об угнетенной Италии. В опере "Ломбардцы" (1843) восторженные овации вызвал заключительный хор крестоносцев, идущих на освобождение Иерусалима. Приподнятый, мужественный, как революционный марш, он распевался патриотами по всей стране.
У Верди опера становится цельным произведением, все части которого подчинены общему драматургическому замыслу. Важную роль в операх Верди приобретают народные сцены. Цельность построения, энергичность и простота музыкальной речи, близость ее к народной песне - вот те новые черты, которыми Верди обогатил итальянскую оперу. Его - замечательного оперного драматурга - привлекают сюжеты, раскрывающие большие человеческие страсти, столкновение противоположных характеров. Ему близки творения Гюго, Шекспира, Шиллера. Лучшие оперы этих лет написаны им по драме Гюго "Эрнани" (1844) и по трагедии Шекспира "Макбет" (1847). Они приносят Верди широкую известность за пределами Италии. Теперь он - прославленный композитор. И уже не верится, что путь Верди к искусству был так труден.
Сын бедного трактирщика и пряхи из заурядного ломбардского селения, Джузеппе с детства был охвачен страстью к музыке. После трех лет обучения у органиста местной церкви родители посылают мальчика в соседний городок Буссето, в городскую школу. Он продолжает и там свои занятия музыкой.
С детских лет Джузеппе вынужден зарабатывать себе на жизнь. Когда умирает его первый учитель, он занимает место органиста в своей деревне. По воскресным и праздничным дням, в любую погоду - в дождь и стужу - проходит он пешком долгий путь из Буссето, чтобы поспеть к церковной службе в деревню. В Буссето Верди поступает на службу в контору купца Антонио Барецци. Барецци стал ближайшим другом Верди и сыграл большую роль в формировании его взглядов. На дочери Барецци Верди впоследствии женился. В Буссето Верди получает от горожан стипендию для поступления в Миланскую консерваторию. Но мечта Верди не сбылась. Его возраст, 18 лет, превышал установленный для приема, его игра на органе показалась экзаменаторам недостаточно виртуозной. "Оставь мысли о консерватории", - такой ответ получил будущий великий композитор, ставший национальной гордостью Италии. Однако это не сломило его упорства. Он берет уроки композиции у помощника дирижера театра "Ла Скала" и уже через 2 года в этом театре успешно выступает с первой оперой "Оберто". Ему тут же заказывают оперу "Король на час". 1840 год оказывается для Верди трагическим: он теряет дочь, сына и любимую жену. И среди этих ужасных мук "Король на час" не удается композитору. Верди не хочет больше писать. Вскоре замысел "Набукко" увлекает Верди. Он возвращается к работе, пишет историко-героические оперы.
В знаменитых операх Верди 50-х годов "Риголетто", "Травиата", "Трубадур" - характеры героев обрисованы глубоко и правдиво. Это - отверженные люди, жертвы общественной несправедливости. "Риголетто" - первая зрелая опера Верди. Музыка ее драматична, богата интонациями живой речи.
С 50-х годов оперы Верди идут на всех крупнейших сценах мира. Для Петербурга он пишет оперу "Сила судьбы", для Парижа - "Сицилийскую вечерню" и "Дона Карлоса", для Неаполя - "Бал-маскарад". Верди приходит к вершинам своего творчества - операм "Аида", "Отелло", и "Фальстаф". Декоративная пышность, развернутые массовые сцены сближают "Аиду" со стилем парижской "Большой оперы". Чистота мелодичного рисунка придают "Аиде" более правдивый характер. Композитор мастерски вводит в музыку оперы восточный колорит.
Вслед за "Аидой", принесшей автору триумфальный успех, появляется одно из самых замечательных произведений - "Реквием", написанный на смерть борца за свободу Италии - писателя Мандзони.
Музыка Италии в 70-80-х годах переживала кризис. В такой обстановке 74-летний Верди создает шедевр - "Отелло". Но не просто картины природы он вводит в драму. Предсмертная песня Дездемоны об иве трогает безыскусственностью, чистотой и свежестью.
Проходит несколько лет, и как национальное торжество отмечает Италия появление 26-й последней оперы Верди "Фальстаф" по мотивам Шекспира. Случай исключительный: 80-летний композитор создает произведение, полное непосредственности, юношеской свежести и юмора.
Годы не отдаляют от нас творчество Джузеппе Верди. Напротив, в исторической перспективе оно раскрывается во всем своем значении - подлинно-новаторское, корнями глубоко вросшее в национальную почву, мужественное и оптимистическое.
Категория: Верди | Добавил: alexlat (15.04.2012)
Просмотров: 877 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]