Главная » Статьи » Шедевры мировой живописи » Боттичелли Сандро

БОТТИЧЕЛЛИ


БОТТИЧЕЛЛИ (Botticelli) Сандро (наст. Алессандро Филипепи, Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).



* * *
БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (Sandro Botticelli; полное имя — Алессандро Филипепи, Alessandro Filipepi) (1445, Флоренция — 17 мая 1510, там же), итальянский живописец. Выдающийся художник эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Кисти Боттичелли (полностью или в значительной степени) приписывается около 50 картин.
 

 Мадонна



Годы ученичества
Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи; прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — получил или за особенности своей фигуры, или «наследовал» от старшего брата Джованни.
Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458, сделанная отцом о нездоровье своего тринадцатилетнего сына. По окончании учебы стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не задержался и около 1464 перешел в ученики к фра (брату-монаху) Филиппо Липпи (около 1406–1469), одному из самых знаменитых художников того времени.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три четверти), орнаментальности и декоративности рисунка драпировок, рук, в склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом» свечении.
Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой, поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их сотрудничество продолжалось до 1467, когда Филиппо переехал в Сполето, а Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции.
Первые годы самостоятельного творчества
В произведениях конца 1460-х хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал приметной чертой его стиля. Эти новшества стиля и манеры проявляются во всей полноте в двух ранних образах Мадонны кисти художника (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) и в его раннем «Поклонении волхвов» (Лондон, Национальная галерея).
Первый солидный заказ Боттичелли получил в 1470: для зала суда Палаццо деи Мерканти он должен был написать фигуру Силы (итал. Fortezza) (Флоренция, галерея Уффици) — аллегории нравственной силы, одной из семи христианских добродетелей. Изображения остальных шести аллегорий были заказаны Антонио и Пьеро дель Полайоло. Спустя два года Боттичелли вступил в Гильдию св. Луки, объединявшую художников в цеховое братство. В документах о вступлении можно прочесть, что его учеником числился Филиппино Липпи, сын Филиппо.


  Святой Себастьян



В конце следующего года количество заказов увеличилось. Для церкви Санта-Мария Маджоре он написал «Святого Себастьяна», а в 1474 был приглашен в Пизу, где приступил к росписи Капеллы коронования Богоматери в Дуомо — кафедральном соборе Пизы. Эта фреска до нас не дошла, но сам факт приглашения в другой город говорит о достаточной известности мастера.
  Портрет мужчины с медалью Козимо Медичи
Портреты кисти Боттичелли отличает острота воссоздания характеров, тонких, еле уловимых нюансов внутреннего состояния человека. Два портрета — молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) — датируются началом 1470-х гг. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея).
 

Симонетта Веспуччи



«Святой Августин» и нидерландское влияние
Чуть позже в 1480 Боттичелли написал в технике фрески на переборке двери в церкви Оньиссанти образ св. Августина по заказу семьи Веспуччи, стремясь, по словам Джорджо Вазари, превзойти знаменитого Доменико Гирландайо, написавшего на другой стороне Св. Иеронима.
Предметы, окружающие св. Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, — изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к предметности как таковой связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентинцев 15 в.
Несомненно также, что нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи: готических церквей, замков и крепостных стен.
«Поклонение волхвов». Под покровительством Медичи
 

Поклонение волхвов



Достигнув благодаря «Святому Августину» почета, Боттичелли по заказу Шелкового цеха написал для монастыря Сан-Марко «Венчание Мадонны» с хором ангелов (Флоренция, Уффици). Две знаменитые парные композиции «История Юдифи» (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (около 1470), иллюстрируют его дар повествователя, умение соединить экспрессию и действие, раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи.
Примерно в 1475 художник написал для Гаспаре ди Дзаноби «Поклонение волхвов», свой первый настоящий шедевр. Заказчик принадлежал к корпорации менял и был в близких отношениях с семейством Медичи, фактическими правителями города.
Возможно, именно Дзаноби представил художника ко двору Медичи, так что некоторые персонажи «Поклонения волхвов» считаются портретами лиц из этого семейства. 26 апреля 1478 во время заговора Франческо Пацци Джулиано Медичи был убит в городском соборе во время мессы. Его брату Лоренцо удалось спастись. По приказу Лоренцо немедленно арестовали многих из окружения Пацци и повесили их в окнах Палаццо Веккьо. В назидание возможным бунтовщикам Боттичелли было поручено нарисовать на стенах Палаццо портреты заговорщиков.
Хотя заказ и носил столь странный характер, он весьма способствовал успеху художника. С этого момента Боттичелли стал пользоваться покровительством Медичи, особенно со стороны Лоренцо Пьерфранческо, двоюродного брата Лоренцо Великолепного, который в 1476, унаследовав от отца огромное состояние, приобрел великолепную виллу в Кастелло и поручил мастеру ее украшение. В Кастелло Боттичелли написал две самые известные свои картины: «Becна» и «Рождение Венеры»
Категория: Боттичелли Сандро | Добавил: alexlat (23.04.2012)
Просмотров: 2451 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Светлана
Очень популярная в то время теория любви и красоты обсуждалась в бесчисленных ученых трактатах и литературных салонах. Флорентийцы Высокого Возрождения уже перестали видеть в природе и любви
сатанинские соблазны, которые заставляли трепетать монахов в кельях. Из
всех оттенков любви (чувственной, смелой, насмешливой, любви смиренной
или страдальчески ласковой, трагической и даже запятнанной кровью)
флорентийцы отдали свое сердце изящному и улыбающемуся сладострастию. http://art-drawing.ru/gallery/category/874-botticelli-sandro?start=59

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]