Главная » Статьи » Шедевры мировой живописи » Боттичелли Сандро

Творческий метод Боттичелли
 Творческий метод


Хотя Боттичелли, несомненно, был приверженцем гуманистической культуры, в том, что касается техники, он был далек от новых веяний эпохи: в то время, как многие его современники старались сделать живопись как можно реалистичнее, объемнее, «живее», он, кажется, не проявлял ни особого интереса к новациям своего времени или даже проявлял к ним полнейшее равнодушие.
Так, несмотря на то что математические законы перспективы еще в первой половине 15 в. были изучены Ф. Брунеллески и Л. Б. Альберти, и во времена Боттичелли были полностью освоены живописцами, и их использование стало признаком художественной грамотности, многие произведения мастера говорят о не слишком строгом обращении с ними. В «Рождении Венеры» и «Поклонении Волхвов, или Мистическом Рождестве» (Национальная галерея, Лондон) все фигуры написаны фронтально, лица однообразно в три четверти (впрочем, как на всех других картинах художника), а почва как бы ускользает у них из-под ног.
Во многих случаях композиция вытянута в виде фриза, где действующие лица стоят «впереди», а не «внутри» картинного пространства. Персонажи большей части картин на самом деле не «живут» в пейзаже,— они доминируют над ним, превращая его фактически в задник.

  Паллада и Кентавр



Столь же условен у Боттичелли и пейзаж: так, в «Рождении Венеры» и «Палладе и Кентавре» хорошо видна линия горизонта, в то время, как любой другой мастер «растворил» бы ее в туманной дымке, пользуясь открытой Леонардо да Винчи техникой сфумато. Конечно, мастер не воспользовался новациями живописной техники не по причине неумения или незнания (в его «Мадонне Магнификат», например, пейзаж с извилистой речкой покрыт дымкой), скорее, мастер следовал требованиям гармонии линии, выразительности и чистоты силуэта, утонченной экспрессии, одухотворенности.
В то время, когда многие современники с помощью светотени или внимательного изучения анатомии и системы пропорций стремились придать фигурам реалистическое живоподобие, Боттичелли отдавал предпочтение удлиненным, тонким и изящным, почти абстрактным в своих силуэтах, бесплотным фигурам, которые удивительно напоминают нам готические статуи.
Кажется, что истоки утонченного и элегантного стиля Боттичелли восходят к традициям флорентийских ювелиров и миниатюристов. Как и эти мастера, художник стремился добиться абсолютного совершенства линии, до такой степени тонкой и точной, чтобы с ее помощью иметь возможность передать эффект прозрачности материала и воспроизвести рукописную страницу с такой точностью, чтобы зритель мог прочесть каждое слово. Но уже современники Боттичелли считали, что линеарность художника — это пройденный этап в живописи, а после его смерти даже Вазари считает его одним из второстепенных художников. Только прерафаэлиты в середине 19 в., восстав против реалистической «размытости» в живописи, возвратили ему заcлуженную славу рисовальщика.
Рисунки Боттичелли

Современники весьма ценили плавность, красоту и тонкость рисунка Боттичелли. По словам Вазари, художник прекрасно и много рисовал, так что спустя немало лет после его смерти сохранялась масса рисунков (несколько было у самого Вазари). По его мнению, они выполнены мастерски и непринужденно. Многие представляли собой наброски будущих картин, но известно также, что Боттичелли делал эскизы гравюр, кружев и ковров, церковных одеяний, хоругвей. К сожалению, немногое из графического наследия художника дошло до наших дней. Это «Три ангела» (около 1475) и иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, над которыми художник работал c перерывами несколько лет. Эскизы к картинам встречаются у него весьма редко. Рисунок «Аллегория Изобилия» (около 1480), к примеру, может иметь отношение к картине Помона (или Осень) из Музея Конде в Шантийи.

Работа в Риме


Работа мастера не ограничивалась пределами Флоренции и Тосканы. В 1481 он получил от папы Сикста IV почетный заказ. Понтифик только что закончил строительство Сикстинской капеллы Ватиканского дворца и пожелал, чтобы лучшие художники украсили ее своими фресками. Вместе с известнейшими мастерами монументальной живописи того времени — П. Перуджино, Д. Гирландайо и Л. Синьорелли — он пригласил и Боттичелли, который написал три фрески: «Сцены из жизни Моисея», «Искушение Христа» и «Наказание Корея, Дафана и Авирона».
Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
Творчество Боттичелли в 1480-1490-е годы
 
 Юноша в красной шапке




Боттичелли возвратился во Флоренцию летом 1482, возможно, по причине смерти своего отца, но, скорее всего, по делам собственной мастерской, загруженной работой.
В период между 1480 и 1490 годами его слава достигла апогея, и он стал получать до того огромное число заказов, что справляться с ними самому было почти невозможно, поэтому большую часть «Мадонн с младенцем» писали его ученики, старательно, но не всегда блестяще копировавшие манеру своего мастера.
В эти годы Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483-1484), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. Не случайно, что когда герцог Миланский пожелал узнать о лучших флорентийских художниках, то больше всего похвал он услышал в адрес Боттичелли, о котором знатоки говорили, что он прекрасно пишет как на доске, так и на стенах, а его картины полны необычайной силы и отличаются совершенством пропорций.
Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и Св. Иоанном Крестителем (1484) и «Благовещение Честелло» (1484–1490, Уффици).
 

Благовещение



Проповедь Савонаролы и проблемы творчества Боттичелли
После смерти Лоренцо Великолепного в 1492 к власти во Флоренции пришел его сын Пьеро, который не обладал политическим чутьем отца и был не способен разобраться в сложностях городской обстановки. Когда французский король Карл VIII вторгся в Италию, Пьеро, желая задобрить противника, сдал ему Пизу. Возмущенный этим народ изгнал Пьеро из города и восстановил республику. В столь политически сложной ситуации на арене появился доминиканский монах Джироламо Савонарола, который уже в течение многих лет произносил яростные проповеди против коррупции властей, против роскоши и разврата, в которых погрязла знать, и особенно — против власти Медичи, фактически превратившейся в монархию.
Эти драматические события совпали с нелегким периодом в жизни Боттичелли. Он был глубоко потрясен смертью любимого брата Джованни (1493) и фактически потерял покровительство Медичи: его главный заказчик Лоренцо Пьерфранческо Медичи в 1497 бежал из города и даже по возвращении (после гибели Савонаролы) не смог оказать фактически никакой протекции художнику.
Кажется, две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Савонаролы, — «Распятие» (Кембридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и «Мистическое Рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея), исполненное блаженной радости и восхищения миром, необыкновенной хрупкости и завораживающей прозрачности рисунка, — представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие как «Сцены из жизни римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «Сцены из жизни римлянки Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к Медичи.
Смутный период правления Савонаролы был недолгим: в 1498 он был низложен, отлучен от Церкви и сожжен на костре. До сих пор не ясно, действительно ли Боттичелли разделял взгляды Савонаролы. Легенда сообщает, что под воздействием призывов к отказу от соблазнов мира и обращения к молитве, очищению от скверны души, художник самолично выносил свои картины на костры, устроенные «плаксами», боевыми отрядами Савонаролы, в городе. Хотя известно, что брат художника, Симоне, принадлежал к числу пламенных сторонников доминиканского проповедника, прямых доказательств участия самого Сандро в деятельности правительства, учрежденного Савонаролой, нет. Одним из них и достаточно весомым можно считать исключительную, на грани мистической, одухотворенность позднейших произведений мастера: пропорции фигур на его картинах нарушаются для усиления психологической выразительности, линейный рисунок становится трепетно-нервным, в нем больше не мелодической красоты, но надрывности, в композиции — все больше перепадов пространства, ритмических цезур.
 

 Оплакивание Христа




В искусстве Боттичелли появляются морализаторские ноты, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», после 1495, галерея Уффици, Флоренция; «Оплакивание Христа», после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; «Сцены из жизни св. Зиновия», около 1505, Картинная галерея, Дрезден, Национальная галерея, Лондон, и Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма.

«Клевета»




  Клевета
Известно, что полотно «Клевета» Боттичелли выполнил по заказу своего друга Антонио Сеньи. При создании картины он обратился к описанию несохранившейся картины Апеллеса, прославленного греческого художника 4 в. до н. э. На троне восседает царь Мидас с ослиными ушами, а Невежество и Подозрительность нашептывают ему слова обольщения. Зависть в капюшоне подводит к нему Клевету, которой Коварство и Обман заплетают косы. Клевета держит в руке зажженный факел и тянет за волосы свою жертву. Cлева — обнаженная фигура Истины указывает перстом вверх. Ее признала только некрасивая старуха, изображающая угрызения совести. Статуи и рельефы на колоннах на сюжеты из мифологии и современной художнику истории ничего общего не имеют с темой картины, выбранной, как кажется, потому, что Боттичелли (или его друг) стали предметом какого-то злословия. Некоторые исследователи видят в картине скрытый намек на несправедливый суд над Джироламо Савонаролой.

Последние годы

В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли нет. Примечательно, что когда в 1502. Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари.
Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 в., когда его творчество вновь открыли английский художественный критик Джон Рескин и художники-прерафаэлиты, его имя фактически было забыто для истории искусства.
  
Категория: Боттичелли Сандро | Добавил: alexlat (23.04.2012)
Просмотров: 4632 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]