Главная » Файлы » Изложения » Изложения

«человек и природа» в лирике А. А. Фета
20.06.2012, 02:28
Самое замечательное свойство таланта Фета есть лиризм его чувства. Это всего очевиднее обнаруживается в стихотворениях, внушенных ему природой, которые останутся самыми замечательнейшими проявлениями русской поэзии, несмотря на их кажущуюся незначительность. Большая часть самых лучших стихотворении Фета внушена ему чувством природы. Вот первоначальный ис¬точник всякой поэзии! И те, которые не чувствуют ее в природе, напрасно бу¬дут искать ее в искусстве. Для таких людей стихотворения Фета, действитель¬но, должны казаться пустыми и бессмысленными. Первое и бессознательное откровение красоты дается нам в природе, и по-настоящему, всякий спор о поэтах и поэзии следовало бы прежде всего начинать с вопроса: «любите ли вы природу, и как вы ее любите?» Определение чувства природы будет самым лучшим определением большей или меньшей степени поэтического чувства в человеке. Писатель, который не дает почувствовать поэзию природы, не в си¬лах дать почувствовать ее и в человеческой жизни... Чувство природы у Фета наивное, светлое, младенчески-радостное, можно сравнить только с чувством юношеской любви. В самых обыденных явлениях природы он умеет подмечать тончайшие мимолетные оттенки, эфирные полутона, недоступные для живо¬писи и которые может воспроизводить одна только поэзия слова...
Поэзия Фета есть, прежде всего, поэзия, так сказать, интимная, младен¬чески-простодушная, — и здесь, между прочим, одна из причин, почему она не может надеяться на всеобщее и громкое участие. Тихие, глубокие ощуще¬ния, которые проходят по душе, когда вы стоите на широком лугу и смотрите на заходящее солнце, от которого золотится и словно в каком-то умилении тает окружающий лес, — ведь об этих ощущениях даже и рассказать нечего, а, между
тем, вы перечувствовали тут сладчайшие струи, заливавшие вашу грудь невы¬разимым блаженством. Вообще, поэзия ощущений, как все задушевное, роб¬ка и стыдлива: она любит уединение и молчание, и потом — увы! — редко сле¬тает к нам, а если когда и слетает, — как выразить ее, как высказать то, что, без всякой очевидной для других причин, так сладостно, глубоко и безмерна вдруг охватило вашу душу?
Интимной назвали мы поэзию Фета. Чтобы чувствовать ее прелесть, на¬добно любить природу, так сказать, семенной любовью, любить в ее обыден¬ных явлениях, в ее тихой скромной красоте. Вследствие привычки и рутины, мы видим в природе одну только нимало не интересную ежедневность. Неда¬ром Шекспир называет привычку чудовищем! Но, тем не менее, коренные на¬чала жизни не умирают в нас: чем же иначе объясним мы эту всеобщую сим¬патию к искусствам, которых прямое действие и состоит именно в том, чтобы отрывать нас от рутины и привычки и возвращать к основным началам нашей духовной жизни — к поэзии и красоте. Не здесь ли заключается причина того нравственного удовлетворения, той внутренней гармонии, какие производят в нас истинные произведения искусства? Фет не старается описывать приро¬ду, не вдается в подробности: две, три черты схвачены из общей картины «ми¬лого лица», — но всегда такие, которые тотчас передают тон, пробуждаемый ею в душе: душевное ощущение гармонически сливается с природой и только в ней, в ее бесконечности находит свое выражение...
(В. П. Боткин)
Категория: Изложения | Добавил: alexlat
Просмотров: 1071 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]