Главная » Файлы » Изложения » Изложения

К каким проблемам обращается И. А. Бунин в своем творчестве
20.06.2012, 02:33
Бесспорная и непреходящая художническая заслуга Бунина прежде всего в развитии им и доведении до высокого совершенства чисто русского и полу¬чившего всемирное признание жанра рассказа или небольшой повести... Возникнув из живой жизни, конечно, преображенной и обобщенной творческой мыслью художника, эти произведения русской прозы в своих концовках стре¬мятся как бы сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раство¬риться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолже¬ния их, для додумывания, «доследования» затронутых в них человеческих су¬деб, идей и вопросов.
В наиболее развитом виде эта русская форма связывается с именем Чехова, одного из трех «богов» Бунина в литературе (первые два — Пушкин и Толстой).
Бунин, как и Чехов, в своих рассказах и повестях пленяет читателя иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведо¬мая исключительность персонажей. Он приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному опыту нашей жиз¬ни, мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и не удивившись, и так бы и не отметили для себя никогда без его, художника, подсказки. И под¬сказка эта нисколько не унижает нас, как на экзамене, — она является в фор¬ме нашего собственного, совместного с художником открытия. Отсюда — наше повышающее самооценку чувство равенства с художником в чуткости, прозор¬ливости, тонкой догадке.
О взаимоотношениях художника со временем можно сказать, что он ни¬когда не бывает влюблен только в свое, нынешнее время без некоего идеаль¬ного образца в прошлом. Идеалом Бунина в прошлом была пора расцвета дво¬рянской культуры, устойчивости усадебного быта. Но как бы ни любил он ту эпоху, как бы ни желал родиться и прожить в ней всю свою жизнь, будучи ее плотью и кровью, ее любящим сыном и певцом, как художник он не мог об¬ходиться одним этим миром сладких мечтаний. Он принадлежал своему вре¬мени с его неблагообразием, дисгармоничностью и неуютностью, и мало кому давалась такая зоркость на реальные черты действительности, бесповоротно разрушавшей все красоты мира, бесконечно дорогого ему по заветным семей¬ным преданиям и по образцам искусства.
Из всех ценностей того уходящего мира оставалась прелесть природы. От¬сюда — особо обостренное чувство природы и величайшее мастерство изоб¬ражения ее.
Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких запечатлений при¬роды. Он великий знаток «механизма» человеческой памяти, в любую пору года и в любом нашем возрасте властно вызывающий в нашей душе канувшие в не¬бытие часы и мгновения, сообщающий им новое и новое повторное бытие и тем самым позволяющий нам охватить, нашу жизнь на земле в ее полноте и цельности..:
Бунина нельзя не любить и не ценить за его строгое мастерство, за дисцип¬лину строки — за труд, не оставляющий следов труда на его страницах. Перо Бунина — ближайший к нам по времени пример подвижнической взыскатель¬ности художника, благородной сжатости русского литературного письма, яс-ности и высокой простоты...
Категория: Изложения | Добавил: alexlat
Просмотров: 609 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]