Главная » Файлы » Изложения » Изложения

Образ Руси в лирике С. А. Есенина
20.06.2012, 02:34
В основе ранней есенинской поэзии лежит любовь к родной земле. Имен¬но к родной крестьянской земле, а не к России с ее городами, заводами, фаб¬риками, с университетами и театрами, с политической и общественной жиз¬нью. России в том смысле, как мы ее понимаем, он, в сущности, не знал. Для него родина — своя деревня да те поля и леса, в которых она затерялась. В луч¬шем случае — ряд таких деревень: избяная Русь, родная сторонушка, не стра¬на: единство социальное и бытовое, а не государственное и даже не географи¬ческое.
Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг — крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога его земля: «Слухают ракиты // По¬свист ветряной... //Край ты мой забытый, //Край ты мой родной».
Такой же нищий, сливаясь с нею, ходит по этой земле мужицкий Бог: «Шел Господь пытать людей в Любови, // Выходил Он нищим на кулижку...»
Можно по стихам Есенина восстановить его ранние мужицко-религиозные тенденции. Выйдет, что миссия крестьянина божественна, ибо крестьянин как бы сопричастен творчеству Божью. Бог — отец. Земля — мать. Сын — урожай. Истоки есенинского культа, как видим, древние.
Есенин пришел в Петербург, зная одно: плохо мужику и плохо мужицкому Богу. В Петербурге его просветили: ежели плохо, так надобно, чтобы стало луч¬ше. И будет лучше: дай срок — подымется деревенская Русь. И в стихах Есе¬нина зазвучал новый мотив: «О, Русь, взмахни крылами, // Поставь иную крепь!»
Самого себя он уже видит одним из пророков и песнопевцев этой Руси. Освобожденная Русь — град лазурный и невидимый. Это нечто неопределен¬но светлое. Конкретных черт ее не дает Есенин. Но знает конкретно, что путь к ней лежит через «бурю», в которой развернется мужицкая удаль. Иначе ска¬зать — через революцию. Появление этого сознания — важнейший этап в ДУ*
щевной биографии Есенина. Процесс революции представляется Есенину как смешение неба с землею, совершаемое в грозе и буре: «Плечьми трясем мы небо, //Руками зыбим мрак...»
История Есенина есть история заблуждений. Идеальной мужицкой Руси, в которую верил он, не было. Он поверил, что большевицкая революция есть путь к тому, что «больше революции», а она оказалась путем к последней мер¬зости — к нэпу. Он отрекся от Бога во имя любви к человеку, а человек только и сделал, что снял крест с церкви да повесил Ленина вместо иконы и развер¬нул Маркса, как Библию.
И, однако, сверх всех заблуждений и всех жизненных падений Есенина ос¬тается что-то, что глубоко привлекает к нему. Точно сквозь все эти заблужде¬ния проходит какая-то огромная, драгоценная правда. Что же так привлекает к Есенину и какая это правда? Думаю, ответ ясен. Прекрасно и благородно в Есенине то, что он был бесконечно правдив в своем творчестве и пред своею совестью, что во всем доходил до конца, что не побоялся сознать ошибки, при¬няв на себя и то, на что соблазняли его другие, — и за все захотел расплатить¬ся ценой страшной. Правда же его — любовь к родине... Ее исповедовал он ^ даже в облике хулигана: «Я люблю родину, //Я очень люблю родину!»
Категория: Изложения | Добавил: alexlat
Просмотров: 1915 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]