Главная » Файлы » Изложения » Изложения

Сопоставление Онегина с Ленским
20.06.2012, 02:26
...Произведения Пушкина — в руках у каждого образованного русского, и он перечитывает их всю свою жизнь. Его поэзия — уже не проба пера, не ли¬тературный опыт, не упражнение: она — его призвание, и она становится зре¬лым искусством; образованная часть русской нации обрела в нем впервые дар поэтического слова...
«Онегин» — самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни. Онегин — русский, он возможен лишь в России; там он необхо¬дим, и там его встречаешь на каждом шагу. Онегин — человек праздный, по¬тому что он никогда и ничем не был занят; это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Этот человек, который испытывает жизнь вплоть до самой смерти и который хотел бы отведать смерти, чтобы увидеть, не лучше ли она жизни. Он все начи¬нал, но ничего не доводил до конца; он тем больше размышлял, чем меньше делал, в двадцать лет он старик, а к старости он молодеет благодаря любви.
Образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах и поэмах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что его постоянно находишь возле себя или в себе самом. Чацкий, герой знаменитой комедии Грибоедова, — это Онегин-резонер, старший его брат. Герой нашего времени Лермонтова — его младший брат. Онегин появляется даже во второстепенных сочинениях; утрированно ли он изображен, или неполно — его всегда легко узнать.
Дело в том, что все мы в большей или меньшей степени Онегины... Циви¬лизация нас губит, сбивает нас с пути; именно она делает нас, бездельных, бес¬полезных, капризных, в тягость другим и самим себе, заставляет переходить •от чудачества к разгулу, без сожаления растрачивать наше состояние, наше сер¬дце, нашу юность в поисках занятий, ощущений... Мы занимаемся всем: му¬зыкой, философией, военным искусством, мистицизмом, — чтобы только рас¬сеяться, чтобы забыть об угнетающей нас огромной пустоте.
Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского, другую жерт¬ву русской жизни. Это — острое страдание рядом с хроническим. Это одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде: приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть. Эти отроки — искупи¬тельные жертвы — юные, бледные, с печатью рока на челе, проходят как уп¬рек, как угрызение совести, и печальная ночь, в которой «мы движемся и пре¬бываем», становится еще чернее.
Пушкин обрисовал характер Ленского с той нежностью, которую испыты¬вает человек к грезам своей юности, к воспоминаниям о временах, когда он был так полон надежды, чистоты, неведения. Ленский — последний крик со¬вести Онегина, ибо это он сам, это его юношеский идеал. Поэт видел, что та¬кому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина — Онеги¬на, который любил его и, целясь в него, не хотел ранить. Пушкин сам испу¬гался этого трагического конца; он спешит утешить читателя, рисуя ему пошлую жизнь, которая ожидала бы молодого поэта.
(А. И. Герцен)
Категория: Изложения | Добавил: alexlat
Просмотров: 2285 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]