Главная » Файлы » Изложения » Изложения |
Своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Три сестры»
20.06.2012, 02:31 | |
В третьем акте «Трех сестер» нет недостатка в сюжетных осложнениях. Каж¬дое из них готовилось исподволь и грозит перерасти в драматический конф¬ликт, задав тон всему действию. Во-первых, полностью определились и больше ни для кого не секрет не¬жные отношения Маши с Вершининым; притом все заинтересованные лица в сборе, включая жену и дочек Вершинина (вокруг — половодье огня, и дом Про¬зоровых — пристанище погорельцев, спасительный островок посреди этого разлива). Во-вторых, сестрам чем дальше, тем трудней переносить общество их вуль¬гарной невестки, в голосе которой все резче звучат металлические нотки. В-третьих, семья Прозоровых приблизилась к опасной черте разногласий о наследстве и праве им распоряжаться: Андрей Прозоров для покрытия кар¬точных долгов заложил дом, и брату предстоит щекотливое объяснение с сес¬трами. В-четвертых, Соленый снова ищет ссоры с бароном. То расходясь, то сплетаясь, тянутся эти сюжетные линии. И каждая, мож¬но считать, — под током. Но за Машей с Вершининым окружающие следят как бы краем глаза, держась в стороне и не помышляя о вмешательстве. Кулыгин и тот страдает втихомолку, рассказывая окружающим, какая у него прекрас¬ная жена, и не уставая повторять: «Я доволен, я доволен, я доволен!» Непри¬ятный диспут старшей из сестер с невесткой завершился Наташиным визгом: «Не сметь меня раздражать! Не сметь!» А в таком тоне Ольга объясняться не привыкла. Щекотливое объяснение сестер с братом Андреем, который не спро-сясь распорядился общим наследством, так и не состоялось: сестры уже отвлек¬лись от финансово-правовой темы, успели переключиться на другие заботы, и покаянно-оправдательные речи Андрея некому выслушать. Враждебные вы¬пады Соленого против Тузенбаха оказались всего лишь предисловием к раз-вязке, срок которой пока не настал. Все эти предвестия кризисов — будто отдаленные раскаты грозы, которая то ли грянет через минуту, то ли пройдет стороной. И младшая из сестер на исходе третьего акта произносит как бы от имени остальных: «Какая беспо¬койная ночь!» В согласии с чеховскими принципами сюжетостроения фабульная «гроза» и впрямь прошла стороной. <...> Время в чеховских пьесах — один из двигателей сюжета. Дом Прозоровых полон часов. Посреди разговоров о пустоте жизни на них зорко поглядывают, справляются друг у друга о времени и ответ получают точный, будто в опера¬тивной обстановке; входя в гостиную, сверяют свои карманные часы с настен¬ными, пока семейная реликвия, фарфоровые часы покойной мамы, не пада¬ют и не разбиваются вдребезги. Не только об убывании времени либо тщете ожиданий напоминают геро¬ям часы с боем и часы без боя. К их размеренному ходу внимание персонажей приковано и потому, что каждый по-своему предчувствует момент расставания (мы, конечно, не забыли, как настойчив у Чехова мотив «Никогда не увидим¬ся больше»). Неловкость доктора Чебутыкина, разбившего дорогие часы, закономерна и многозначительна: только что были сказаны слова о переводе бригады из это¬го города. А отъезд, разлука — одно из ключевых событий внутреннего сюже¬та «Трех сестер». <...> Для героев пьесы Чехова неспешные разговоры с кружением возле знако¬мых тем, и музицирование, и ожидание ряженых, и даже тревоги безответной любви — заслон от пугающего одиночества, от одиноких — глаза в глаза — встреч с Временем. | |
Просмотров: 901 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Изложения [145] |
Изложения/Сочинения [128] |
Друзья сайта