Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Блок А.А. |
Анализ рассказа А. Блока ''Потомки солнца''
02.04.2012, 18:18 | |
Анализ рассказа А. Блока ''Потомки солнца'' Рассказ "Потомки солнца" опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством "Просвещение". В 20- 30-е годы - период к которому относится написание рассказа - и доброжелатели, и хулители Платонова говорили о его странных героях, неожиданных, оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение ни на основе логики событий, отраженных в нем, ни опираясь на логику его героев. Эти особенности поражают и нас, современных читателей. Однако даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя - плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии pyсского языка, способного выразить даже мучительную немоту мира и человека. Платонов жалеет человека. Потребность проливать слезы над чужим горем у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения... фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из известных наслаждений - чувство жалости". Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих "традиционному" стилю сравнений. Платонов, скорее, использует прием "деметафоризации" и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова - сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов "потому что", "чтобы", "так как", "дабы", фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя. Рассказ "Потомки солнца" разделён на четыре смысловые части. В первой из них нам рассказывается о детских годах главного героя - инженера Вогулова: "Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими". Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по перестройки земного шара. Вогулов считает, что "Земля, с развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку". Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ. Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии - ультрасвет, с помощью которого "армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи". Вот картина действия адской машины: "Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова". Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. "В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило человечество. Температура была доведена до предела - дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускул и сумасшествие". В будущем Вогулов хотел переселить человечество в Антарктику, "остальная же площадь земли будет отведена под хлеб и под опыты и пробы человеческой мысли, она будет мастерской, обителью машин и пашней". Но на этом Вогулов не останавливается. Он надеется "...постигнуть мир... и пересоздать вселенную", убежденный в своем праве "беспощадно" вмешаться в создание "...творца, который когда-то, играя, сделал звезды и пространства". И так, Вогулов задаётся идеей перестроить Вселенную, для чего изобретает фотоэлектромагнитный резонатор-трансформатор, на производство которого работают огромное количество людей. "Но этого было мало: человек работал слишком медленно и лениво" и Вогулов привил рабочим микроб энергии, который "делал ненужной вечность - довольно короткого мига, чтобы напиться жизнью досыта и почувствовать смерть, как исполнение радостного инстинкта. В заключительной части рассказа автор объясняет нам, что желание переустроить мир объясняется трагической молодой любовью главного героя. Здесь же Платонов делает вывод, что: "Только любящий знает о невозможном, и только он смертельно хочет этого невозможного и сделает это возможным, какие бы пути ни вели к нему". В своём рассказе автор говорит нам о том, что человек должен жить в согласии с природой, не разрушать, не перестраивать её, а особенно, в таких глобальных масштабах, как это сделал инженер Вогулов. Человек - часть природы, её дитя. Он как родной сын должен любить, уважать, защищать её, не давать в обиду. Ведь человек без природы - ничто, без неё он не способен существовать. | |
Просмотров: 756 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта