Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Островский А. Н. |
Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза».
21.06.2012, 00:46 | |
Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза». Изучение и чтение драматургических произведений связано с некоторыми трудностями , которые проистекают прежде всего из своеобразия жанра . Текст , предназначенный для чтения со сцены , для показа событий в живом воплощении актеров , трудно воспринимается при непосредственном чтении : необходима большая работа воображения , чтобы оживить сценические характеры , увидеть фон , на котором развиваются события . Традиционность восприятия мешает понять авторский замысел , который , несмотря на временную удаленность , оказывается актуальным , интересным и для современного читателя. Рассмотрение образа главной героини пьесы Островского «Гроза» помогает читателю обратить внимание на то , что в центре трагических событий находится именно ее судьба . Один из современных исследователей творчества Островского так писал о значении образа главной героини : «Катерина отвергает компромисс , отвергает жизнь вполжизни.... Образом Катерины Островский утверждает цельность характера не как эстетическую категорию , но как этическую норму . «Гроза» и сегодня , как и столетие назад , отрицает подлую философию компромисса и утверждает право и обязанность человека быть самим собой . Человеком ». Да , столкновение света и тьмы проходит через все действие , но за сценическими образами скрывается прекрасная Россия , а в пьесе раскрывается бездна русского характера, сильного , способного противостоять пошлым обстоятельствам быта . Несомненно , таким характером в пьесе обладает Катерина . Вся пьеса построена на контрастах : красота Волги , бескрайние заволжские дали и - скука , пошлость , жестокость жизни , протекающей на ее берегах; красота и сила надвигающейся на город грозы , первые удары грома и - неподвижный , застойный быт обитателей Калинова . Жители города не замечают красоты природы . Пьеса начинается словами Кулигина : «Чудеса , истинно надобно сказать , что чудеса ! Кудряш ! Вот , братец ты мой , пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу». Но даже Кудряш , далеко не худший из обитателей Калинова , не замечает красоты, которая так восхищает Кулигина . Для него все это – «нешто». Таким образом, уже в первом же диалоге можно заметить противопоставление необъятности мира, его красоты и убогости жизни его обитателей , которые , кажется , отгородились от жизни высокой стеной. В этом смысле отличается от других Катерина . Она живет в доме Кабанихи , как в неволе , и ей хочется оттуда вырваться , ей нужна свобода , ей нужен простор : «Отчего люди не летают так , как птицы». Ее порыв в небо вызван той необъятной ширью , которая открывается с крутого берега Волги . Казалось бы Варвара понимает Катерину , но это не так . Для нее мир устроен проще : без терзаний , без лишних сомнений , без предрассудков , но и без поэзии тоже . Для нее нет в жизни мучительных вопросов . Ее оправдательный документ : «Все так живут,» - выручает в любых ситуациях. Для Катерины же такая позиция неприемлема. Она не пойдет ни на какие компромиссы даже, если это будет грозить ей гибелью . Катерина тщательно оберегает свой внутренний мир от посягательств извне. Катерина выделяется среди других обитателей Калинова. Самый ценный ее дар - горячее сердце . «Ты какая-то мудреная , бог с тобой !» -говорит ей с удивлением Варвара , не понимая Катерины. Она - цельная натура , ей присуще чувство долга , совести, человеческого достоинства, а потому,горячо полюбив Бориса , она мучается чувством сознания вины перед мужем . В этом проявляется глубокий характер героини . Важно обратить внимание на ее слова , сказанные с большой силой : «Эх , Варя, не знешь ты моего характеру ! А уж коли очень мне здесь опостынет , так не удержать меня никакой силой ! В окно выброшусь , в Волгу кинусь ». Но тогда возникает вопрос , почему же так странно ведет себя Катерина в сцене прощания с Тихоном, почему умоляет взять с собой ? Второе действие пьесы открывается картиной мирной беседы Феклуши и Глаши , которые говорят о грехах человеческих , о законе «праведном» и «неправедном». Сцена служит своеобразным контрастом прощанию Катерины с Тихоном. Для нее этот «праведный» закон встает непреодолимой преградой на пути к настоящему счастью. Катерина это чувствует. Она боится остаться с жестокой свекровью , со своими муками. Ее страстная мольба о помощи остается без ответа : «Куда мне бедной деться ? За кого мне ухватиться? Батюшки мои , погибаю я !» Катерина в порыве искреннего чувства к Борису забывает свои муки и страдания , не думает о последствиях, хотя они могут привести к гибели . Она говорит Борису о своей безграничной любви , для которой нет сейчас никаких преград, даже людской суд не страшен... Хотя суждено покаяться Катерине перед всем миром ... Мрачные своды полуразрушенной галереи, надвигающаяся на город гроза... Ощущение близкого , трагического финала усиливается картиной «геенны огненной», олицетворяющей собой неотвратимость судьбы. И,конечно, вид на заволжские дали , прекрасные и теперь в своем грозном величии надвигающейся грозы. Для толпы обывателей гроза - это гнев божий, посланный людям в наказание за их грехи. Толпа прячется от грозы , Катерина тоже ее боится. Но больше всего она боится сейчас самой себя. Гроза в душе ее , измученной и страдающей, сливается с реальной силой природы . Все сейчас против Катерины. Она одна в целом мире наедине с своей мукой. Показательна в этой сцене роль Бориса. Он знает , что происходит с Катериной , но не только не пытается помочь ей , скорее , наоборот, губит ее. Борис произносит всего две фразы , но их роль значительна : «Пойдемте , здесь страшнее ?» - говорит он Кулигину. Его не пугает надвгающаяся гроза и близкие удары грома, но он бежит от грозы , собирающейся в душе Катерины . Только Кулигин радуется грозе . Но каким диссонансом звучат его восторженные слова в напряженной предгрозовой атмосфере . Кулигин не догадывается , что происходит с Катериной, и тоже покидает место, где должна разыграться драма. Темные тучи, ползущие на город, близкие удары грома, пророческие слова сумасшедшей старухи-барыни - и сердце Катерины не выдерживает , она кается перед всем миром , тем самым нарушая один из самых важных законов «темного» царства : она выносит свои страдания на людской суд . Катерина не призносит громких слов и не пытается убежать из дома , как Варвара. Она уходит тихо , никого не виня в своей гибели . С уходом Бориса исчезла ее последняя надежда и жизнь потеряла смысл . Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей , прекратила муки и страдания , дала покой . Смерть стала выходом из тупика, куда загнали Катерину черствость и жестокость. Героиня не смогла победить косность грубого мира , но сумела сохранить свою светлую, чистую душу ангела , и в этом ее сила . | |
Просмотров: 7596 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта