Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Островский А. Н.

Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница»
13.11.2009, 20:19
Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву
считается «Бесприданница». Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и в известной
мере это справедливо. «Гроза» — главное произведение дореформенной драматургии
Островского, «Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивы пореформенного
творчества драматурга. На сопоставление этих пьес наводит и то, что в обеих
перед нами развертывается драма незаурядной женской натуры, приводящая
к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах существенную
роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.
Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству
художественного мира «Грозы» и «Бесприданницы».
  
«Бесприданница» —
драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если
душа Катерины в «Грозе» вырастает из народной культуры, одухотворенной
нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового
времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего
человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие
от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное
стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато
одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская
драма Ларисы — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют
над ней власть, влияют на ее понимание людей.
  
Мотив торговли,
проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии —
торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых
Лариса должна сделать свой выбор. И Паратов здесь не только не исключение,
но, как выясняется, — самый жестокий и бесчестный участник торга. Отвечая
на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно
стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: «Сердца
нет, оттого он так и смел». И Островский солидарен с этим мнением, хотя
Карандышев и не является выразителем авторских оценок. Вообще, такого героя
в пьесе нет, зато почти каждый из действующих лиц в той или иной момент верно
оценивает ситуацию и людей, в ней участвующих.
  
Сложность характеров
героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы,
или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения,
как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского.
  
Паратов
для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец,
и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с другой стороны, он тонко,
как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо.
В первой же встрече с ним мы слышим признание: «Что такое «жалость», этого
я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду,
так все продам, что угодно». И сразу мы узнаем, что продает Паратов не только
«Ласточку», но и себя самого невесте с золотыми приисками. В конечном итоге,
тонко компрометирует его и сцена в доме Карандышева, потому что отделка
его квартиры и попытка устроить роскошный обед — это ведь карикатура на стиль
и образ жизни Паратова. И вся разница заключается в суммах, которые каждый
из героев может на это потратить. Глубоко значительна сцена, характеризующая
обоих соперников, домогающихся любви Ларисы.
 
Таким образом, средством
психологических характеристик у Островского оказываются не самопризнания героев,
не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия
и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического
действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно
сказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает
страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает
ее от всего, чем наделил житейский опыт. В этот момент она как бы возвращается
к естественной красоте своей натуры.
 
Финал драмы — смерть героини
среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной
дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле «сильного
драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена,
успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем,
что наконец-то вызвала вспышку неловеческого чувства —
безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший
ее от унизительной жизни содержанки.
 
Редкий художественный эффект этой
сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций:
чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя. Драма
«Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором
сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства
пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные
и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность
появления в России нового театра.
Категория: Островский А. Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 659 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]