Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Островский А. Н.

Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
13.11.2009, 20:20
Островского по праву можно назвать великим русским
драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого
сословия. В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального
общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы,
как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке
чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения «старого»,
угнетающего, и «молодого», безгласного.

Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными
стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют
«жестокие нравы», где царит «Домострой», где все основано на страхе, обмане
и подчинении.

Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций.
Гроза — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную
роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть
происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию
Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина
жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем
природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует
развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину
к публичному раскаянию.

Итак, название «Гроза» подчеркивает основную
мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление
к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.


Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в «темном царстве»
появился «луч света» — Катерина — женщина, которая не может мириться с гнетущей
атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису,
в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире,
где ей все «постыло». Она первая молния той грозы, которая разразится скоро
в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое
изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания
своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры
в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор,
пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится
невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает
просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.


Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход
из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех
персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся
маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить
о своем протесте, то «темному царству» действительно осталось существовать
недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после
грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины,
тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет,
вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается
в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что «смерть
тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами...» В конце концов,
религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично
признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять
ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких
нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль —
лишь бы все «шито да крыто было». Однако признание не приносит Катерине
облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв,
что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире,
где ей все «постыло», она не находит другого выхода, как броситься в Волгу.
Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе
заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков
калиновского мира и религии. Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной
героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне
стихии.
Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее
себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности
проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно,
как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду
на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.
Категория: Островский А. Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1846 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]