Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Платонов А. П.

Мои размышления над прозой А. П. Платонова
14.11.2009, 11:40
...Чтобы
что-нибудь полюбить, я всегда должен сначала найти
какой-то темный путь для сердца к влекущему меня явлению, а мысль
шла уже вслед...


А. Платонов

Судьба
произведений А. П. Платонова удивительна: со временем их актуальность
не уменьшается, а возрастает. Все слышнее становится его тревога о человеческом
счастье «столь нужном, столь достоверном, как неизбежность...» Все необычно
и не похоже ни на что в мире писателя А. Платонова. Голос писателя как бы слегка
приглушенный, печальный. Кажется, что это тихий житейский разговор писателя
с читателем. Глубинная тишина заставляет думать, сопереживать сильнее,
чем все громкие слова современников А. Платонова.

В ранних произведениях
А. Платонов пишет о своем детстве. В рассказе «Семен» он повествует о душе
ребенка, его мировоззрении, о судьбе мальчика, на которого легли все домашние
заботы после смерти матери: «...В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него
входили темные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека...»
В этом произведении поражает образ отца. Он как бы вмещает в себя всю силу любви
к людям, сопереживание. Стоящий на коленях перёд маленькими еще людьми,
как перед всем человечеством, не умеющий выразить своей непосильной для сердца
любви и жалости к ним. Может быть, в образе отца перед нами сам Платонов:
«...отец обыкновенно лазал по полу на коленях между детьми, укрывал их получше
гумени, гладил каждого по голове и не мог выразить, что он их любит,
что ему жалко их, он как бы просил у них прощения за бедную жизнь».


Рассказ «Неодушевленный враг» — о Великой Отечественной войне.
В нем через разговор солдат, русского и немецкого, Платонов выразил сущность
фашизма. Придя завоевывать чужую землю, превращать людей в рабов, незаметно
для себя немецкие солдаты сами стали рабами, рабами Гитлера. «Не человек! —
охотно согласился Вальц. — Человек есть Гитлер, а я нет. Я тот, кем назначит
меня быть фюрер!»

И именно русский солдат «был первой и решающей силой,
которая остановила движение смерти в мире; сам стал смертью для своего врага
и обратил его в труп, чтобы силы живой природы разломали его тело в прах».


Никого не оставляет равнодушным судьба героя рассказа «Возвращение»
Иванова, вернувшегося с войны с ожесточившимся нечутким сердцем. Вначале
он не может понять, как выжила его семья, он видит лишь внешнюю сторону жизни,
подсказки и реплики сына Петрушки. Стыдится своего равнодушия к сыну оттого,
что Петрушка нуждается в любви и заботе сильнее других, потому что на него
«жалко сейчас смотреть». Поражает, как точно Платонов показал противоречие между
ребенком и войной, ребенком, который стал взрослым по вине войны. Иванов
не может вообразить, какой тяжелый труд проделала эта юная душа, он уходит
из семьи. Настоящее «возвращение» — к сокровенному — произошло в момент, когда
герой увидел бегущих за ним детей.

«...Иванов закрыл глаза, не желая
видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал,
как жарко у него стало в груди... Он узнал вдруг все, что знал прежде... Прежде
он чувствовал другую линию через преграду самолюбия, интереса, а теперь внезапно
коснулся ее обнажившимся сердцем...»

Романы «Котлован» и «Чевенгур»
звучат в наши дни как пророчество. Весь трагизм в том, что они, эти вещие
пророчества печального будущего, не были услышаны за потоком фраз и громких
слов.

Писатель создавал эти произведения в начале становления
социалистического общества. И еще тогда предупреждал о полном крушении светлой
идеи, если в основе человеческой деятельности не будут лежать профессионализм,
наука, созидательный труд. «Чевенгур» -- самое крупное произведение Платонова,
сосредоточившее многочисленные и разнообразные наблюдения писателя, инженера,
мелиоратора, общественного деятеля, «всеми силами работавшего на благо Советской
России».

Кроме прямого смысла, относящегося к путешествию главного
героя — Саши Дванова — есть и другой, сокровенный смысл: продвижение всего
человечества в сторону будущего возможно, по Платонову, лишь в том случае, если
его будут совершать с распахнутым сердцем! Автор наравне с героями и вместе
с читателями предпринимает попытки осмыслить пути нового мироустройства.


Чевенгур — символ и одновременно конкретное место будущей счастливой
жизни. Роман описывает далекий и долгий путь к Чевенгуру. Через времена и жизни
многих людей. Через обморочное существование бобыля, безысходность утонувшего
рыбака, прозябание многодетного Прохора Дванова и его семейства тянется нить
повествования.

Идет «степная воюющая революция». С такой ноты начинается
путешествие Саши по вздыбленной России. Во время своего путешествия с какими
только людьми не приходится сталкиваться ему, чем не доводится заниматься! Перед
ним разворачивается фантастическая по своей неожиданности картина деятельного
осуществления новой жизни.

Едва Дванов узнает, что в Чевенгуре «устроен»
коммунизм, как немедленно отправляется туда. Если прежде путешествие длилось,
распространялось вширь и вдаль, то теперь оно устремляется вглубь. Повествование
сосредоточивается на главном: на поисках сущности человеческой жизни
и человеческого счастья.

Собравшиеся в Чевенгуре люди хотят научиться
жить
как-то иначе — более разумно, одухотворенно, светло.
Но это оказывается непосильной задачей, которую решить поодиночке невозможно.


Роман Платонова «Чевенгур» — это печальная сказка о горьком человеческом
опыте, в котором заложены многие и многие смыслы. Утверждается идея
родственности, слитности человечества: человек стремится к человеку, человек
понимает человека, человек помнит о человеке.

Наверное, только
так и можно выжить человечеству. А иначе оно потерпит крах, как потерпел
его вдохновленный выдумкой, но так и не осуществленный Чевенгур.


Игнорирование экономических, экологических и общечеловеческих законов
и замена их только декларациями и лозунгами неизбежно приведут к краху.

Категория: Платонов А. П. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 710 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]