Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Солженицын А.И.

Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор».
21.06.2012, 00:40
Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор».


Рассказ «Матренин двор» в авторском варианте назывался «Не стоит село без праведника» и отдаленно напоминает повесть Лескова «Житие одной бабы», только в еще более жестком варианте. Автор показал не просто жизнь , а житие Матрены Васильевны, вечной труженицы.
Именно она, Матрена, является носительницей той «живой жизни», о которой так тоскует герой рассказа. Он , много испытавший на своем веку, ищет тишины и душевного покоя вдали от шумных городов и железных дорог ( «...только бы остаться здесь и ночами слушать , как ветви шуршат по крыши - когда ниоткуда не слышно радио и все в мире молчит») и находит ее в Тальново , но не в чистом поле и шумном лесу , а в доме Матрены ( «...жребий мой был - поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться...Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем ей было разговаривать»). Этот дом как бы соответствует хозяйке своей простотой, обыкновенностью , в нем , как и в жизни Матрены , все связано с  естественной гармонией . Фикусы , колченогая кошка, тараканы, коза - вот и вся «собственность» Матрены. Постороннему, «чужаку», такой мир кажется нелепым в такой же степени, сколь нелепыми кажутся и поступки Матрены, и ее образ жизни: « Все отзывы ее ( золовки) о Матрене были неодобрительны : и нечистоплотная она была, и за обзаводом не гналась, и не бережная, и даже поросенка не держала, и , глупая, помогала чужим людям бесплатно ...».        
Но автору удается занять свое место в этом мире, он видит Матрену иначе , чем все остальные, он замечает в ней  «человеческое»,главное , по его мнению. Внешнее и в жизни Матрены, и в ее отношении к миру - не важно,значимо -  то  душевное состояние, которое импонирует автору. Он замечает ее лучезарную улыбку, доброжелательные слова, простодушный взгляд , не зря так хочет он зафиксировать на снимке Матрену, как бы пытаясь уловить естественность момента : « Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица, которую я тщетно пытался уловить».       
Матрена  - праведница, ее жизнь и смерть тому подтверждение . Она терпелива (обижают , не платят пенсии, а она молчит), живет бедами и заботами других, не думая о себе ( выходит на колхозные работы, хотя и не колхозница, пашет огороды, забывая о своей болезни, соглашается на раздел дома , хотя большую часть жизни прожила в нем), смиряется с обстоятельствами собственной жизни и судьбы ( семья без любви и детей, тяжкие повседневные заботы ), умирает , желая помочь другим, пусть и бесполезно, а после смерти оказывается замечаема всеми.
Чуткость восприятия бытия проявляется в Матрене и тогда , когда она не пытается узнать подробности жизни своего постояльца, когда сама не рассказывает о своей несчастной семейной жизни ,и тогда , когда услышит романсы Глинки : «Зато и вознаградила меня Матрена. Передавали как-то концерт из романсов Глинки. И вдруг после пятка камерных романсов Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах...».
Матрена обладает редкой способностью преобразовывать мир вокруг себя, она - главная его составляющая, а потому, как только Матрена покидает этот мир , он разрушается  : «... фикусы вынесли из избы. Чисто вымели полы. Тусклое Матренино зеркало завесили широким полотенцем...Сняли со стены праздные плакаты. Сдвинули мой стол». И для автора с уходом Матрены как бы заканчивается прежняя безмятежная, гармоничная жизнь, в которой было место и ему , прежде никому не нужному человеку, и его мыслям, размышлениям, в которых ничего не понимала Матрена, но, тем не менее, не мешала им быть . Как ненавистен герою Фаддей , которого он считает виновным в смерти Матрены и который даже в страшный момент потери не забывает о «добре» ( «И опять , преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках...» ).
Каким странным спектаклем видится автору обряд похорон Матрены, когда каждый из плачущих и скорбящих преследует свои корыстные, личные интересы : « Тут узнал я , что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика...И изо всех этих причитаний выпирал ответ : в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим...».
Тайна Матрены - праведницы открывается герою , когда он пытается защитить ее от  злых нападок золовки, именно тогда ему становится ясен смысл существования этой невинной души : «Не гналась за обзаводом... Не гналась за нарядами...Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам , золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти... Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого , по пословице, не стоит село...».  

Категория: Солженицын А.И. | Добавил: alexlat
Просмотров: 951 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]