Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Чехов А.П.

Комедия эпохи. «Вишневый сад А.П.Чехова».
21.06.2012, 00:54
 Комедия эпохи.
«Вишневый сад А.П.Чехова».



 «Распалась связь времен»,- с ужасом понимает Гамлет, когда в Датском королевстве, едва схоронив государя , играют свадьбу вдовствующей королевы и брата усопшего , когда на только что засыпанной могиле возводят новые дворцы. Самое трудное : уловить, как это происходит - смена эпох, разрушение прежнего уклада жизни, возникновение новых форм. Потом, десятилетие спустя, историки определят «переломный момент», но редко современники осознают , что за время на дворе. И еще реже, осознав, скажут, как сказал Тютчев: «Блажен , кто посетил сей мир в его минуты роковые».
В «роковые минуты» жить страшно . Страшно, ибо люди теряются в непонимании: отчего вдруг рушится все, что стояло веками, отчего крепкие стены, защищавшие дедов и прадедов, вдруг оказываются картонными декорациями? В таком неприютном, продуваемом всеми ветрами истории мире человек ищет опоры - кто в прошлом, кто в будущем, кто в мистических верованиях. В своих ближних опоры не ищут - окружающие так  же растерянны и ошеломлены. И еще человек ищет «виноватых»- кто «все это устроил»? Такими «виноватыми» оказываются чаще всего те, кто рядом : родители, дети, знакомые. Это они, - они не защитили, упустили... Ах, извечные русские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?».
В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герои «Вишневого сада» - люди , попавшие в тектонический раскол, образовавшийся во времени, вынужденные жить, то есть любить и радоваться , в этой расселине обстоятельств большой истории. Этот разрушительный момент - время их единственной жизни, которая имеет свои особые частные законы и цели. Они живут над пропастью- обречены жить. И содержание их времени есть разрушение того, что было жизнью поколений.
Герой Чехова , как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами не частных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев.
Пьеса построена на уникальной ситуации , которая стала излюбленной для всей новой драмы 20 века, - эта ситуация порога. Еще ничего такого не происходит , но уже есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек.
Смешно рассуждать, как Петя Трофимов об исторической необходимости в ситуации чьего -то личного горя. Страшно, как Блок, оправдывать разрушения родового гнезда, где проходила жизнь поколений, с классовой точки зрения. Эти рассуждения прежде всего безнравственны.
Чеховская объектная манера, его принципиальный отказ от авторского указующего перста и позволили запечатлеть Время в его целостности, не оправдывая и не осуждая, не подчеркивая ничьей правоты в ущерб правоте другого. Ибо одно из главных убеждений Чехова в том , что никому не дано знать всей правды, каждый видит лишь часть ее, принимая свое неполное знание за полноту истины . Именно об этом говорит Катаев: «Оставшись верным своему принципу - наделять героев одинаково страдательным положением по отношеню к непонимаемой ими жизни, незнанием «настоящей правды»,  Чехов в последней своей пьесе разрабатывал жанровую форму , адекватную этому принципу». Почему же такой жанровой формой оказалась комедия? Каковы чеховские принципы соединения комического и трагического? В «Вишневом саде» комичны не отдельные персонажи, такие как Шарлотта, Епиходов, Варя. Непонимание друг друга , разнобой мнений, алогизм умозаключений, реплики и ответы невпопад - подобными несовершенствами мышления и поведения ,  дающими возможность комического представления, наделены все герои. В пьесе Чехова принцип повторения и взаимоотражения персонажей является не избирательным,  а тотальным , всеохватывающим . Непоколебимо стоять на своем, быть самопоглощенным своей правдой, не замечая сходства с остальными , - у Чехова это выглядит как общий удел, ничем не устранимая особенность человеческого бытия. В этом - незаменимости и непоколебимой верности каждого своей сути - и состоит основа комедийности пьесы, какими бы серьезными или грустными последствиями и осложнениями ни оборачивалось такое постоянство для его носителей и для окружающих.              

Категория: Чехов А.П. | Добавил: alexlat
Просмотров: 895 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]