Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пушкин А. С. |
Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин».
21.06.2012, 00:29 | |
Автор и герой в романе Пушкина «Евгений Онегин». Пушкин успешно соединяет в своем романе две линии - объективное изображение героев и расширение конкретных ситуаций за счет своего личного опыта. Авторские суждения и оценки чаще всего связаны с образом главного героя романа - Евгения Онегина. Воспитание Онегина под руководством иностранных учителей, беспорядочное , поверхностное, оторванное от национальной почвы, в какой- то мере было типичным для людей всего круга светской молодежи. Вспомним: Он по - французски совершенно Мог изъяснятся и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. И тут же автор , один из образованнейших людей своего времени, сумевший обнаружить духовные противоречия своего героя, берет слово и с лукавой улыбкой заявляет : Мы все учились понемногу Чему - нибудь и как - нибудь... Но раз так , то можно ли не задуматься, почему одни и те же условия формировали и Онегина , и Пушкина, и «лишних людей», и декабристов. По - видимому есть факторы , не зависящие от атмосферы, окружающей человека. Он может реализовать заложенные в нем возможности и невзирая на среду, если он сумел подняться над нею , стать выше предрассудков своего времени. В Петербурге Онегин ведет праздную, суютную , бессодержательную жизнь : волокитство, рестораны, балы , спектакли. Для него даже театр лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Онегина , «почетного гражданина кулис», больше интересуют встречи с «очаровательными актрисами», интрижки.Он глубоко равнодушен и к блистательной Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло. Для автора театр - волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие , но меткие характеристики выдающимся актерам и драматургам . Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Лирическое отступление во многом углубляет и наше понимание недопустимой глухоты героя к Прекрасному. Здесь нет прямой оценки этого явления. Зато есть необычный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина. Антитеза «очарование - разочарование» очень важна для проникновения во внутреннюю сущность образа Онегина. Вводя Онегина в круг своих друзей, автор углубляет образ героя и попутно говорит об увлечениях своей молодости. Сразу намечается и различие между ними, которое усиливается от строфе к строфе. Для Онегина в круговороте праздной жизни посещение балов и званых вечеров - скучная , но необходимая обязанность. Для автора романа бал привлекателен яркостью красок , неподдельным весельем, буйством и кипением молодых сил. От этого выразительного свидетельства разности мироощущений - прямой переход к сложным философско- эстетическим проблемам. Одна из них , сквозная для произведения, - отношение человека к любви. Для Онегина это чувство не страсть , не вдохновение, а пошлый светский флирт с «кокетками записными», давно отрепетированная салонная игра. Причина - душа Онегина ленится. Он скользит по жизни, его «горячность молодая» опережает «природы глас», приводит его к опустошению, иссушает его сердце. И не случайно , когда на пути Онегина встречается Татьяна, он не выдерживает испытание любовью. Для автора мир любви реален , в нем есть подлинное страдание и подлинная страсть. Пустота жизни томит Онегина. «Ему наскучил света шум», и он впадает в хандру.Преодолеть ее герой стремится в поисках какой - то полезной деятельности: ...зевая, за перо взялся Хотел писать - но труд упорный Ему был тошен... Для автора писательская деятельность - источник радости, это мир истинных чувств и ощущений . Его духовная жизнь питается могучими источниками мировой поэзии. Автор и герой одинаково выделяются в свете своей странностью, умственным превосходством. Их исключительность вызывает злобу окружающих заурядных людей.Наконец , оба болезненно осознают неудовлетворенность от напрасно прожитой жизни. Отсюда - сходные приметы их положения, внутреннего кризиса , пессимизма: Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас Обоих ожидала злоба... Чуткое внимание повествователя к объекту своего наблюдения открывает душевные тайники героя. Там , в глубинах его мироощущения, не исчезли еще животворные силы. В романе отражены не только интеллектуальные , психологические контакты между автором и героем. Вполне сопоставимы их внутренние потребности. Автор хочет покинуть «неприязненную стихию сумрачной России», петербургский «скучный брег», уносится мечтой в Италию «златую», под небо «Африки моей». Онегин ведь тоже после дуэли с Ленским долго странствует , путешествует по России и Кавказу. Перекличка запросов автора и Онегина углубляет наше представление о дворянском обществе... Читателю ясно , что несет оно равное зло разным индивидуальностям. Все люди , отмеченные способностями, приходят к одному желанию - бежать от «неприязненной стихии». В то же время автор показывает неоднородное отношение различных людей к окружающей их действительности. Сам поэт не теряет энергии души, пусть даже озлобленной. Онегин - угрюм , замкнут, поэтому ему труднее переносить боль разочарований. По существу, все повороты сюжета читаются как страшная для Онегина утрата возможного счастья: нашел друга и убил его на дуэли, встретил сокровище любви и отверг его, наконец, сам полюбил недосягаемую для себя женщину. Все лирические отступления романа служат как бы напоминанием, какой бы могла быть судьба Онегина,не случись с ним мучительного «недуга». Автор и герой в романе оказываются связанными тесными узами, эта связь предопределяет авторское отношение к изображенным событиям и их оценку . Объемность изображаемого мира создает реальное представление о времени и людях. | |
Просмотров: 2092 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта