Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Пастернак Б. Л.

Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
13.11.2009, 20:38
Необычно начало романа: «Шли
и шли и пели «Вечную память»... Кого хоронят?.. «Живаго». Так,
на противопоставлении живого и мертвого, строится все произведение Пастернака.


Основной вопрос, вокруг которого вращается «внешняя и внутренняя» жизнь
главных героев, — отношения с революцией, отношение к революции. Меньше всего
и Юрий Живаго, и сам автор были ее противниками, меньше всего они спорили
с ходом событий, сопротивлялись революции. Их отношение к исторической
действительности совсем иное. Оно в том, чтобы воспринимать историю, какая
она есть, не вмешиваясь в нее, не пытаясь изменить ее. Такая позиция позволяет
увидеть события революции объективно. «Доктор вспомнил недавно минувшую осень,
расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину
и человекоубоину, которой не привиделось конца. Изуверства белых и красных
соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно
их перемножили».

История доктора Живаго и его близких — это история
людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции.
Лишения и разруха гонят семью Живаго из обжитого московского дома на Урал.
Самого Юрия захватывают красные партизаны, он вынужден против воли участвовать
в вооруженной борьбе. Возлюбленная Живаго Лара живет в полной зависимости
от произвола сменяющих друг друга властей, готовая к тому, что ее в любой момент
могут призвать к ответу за мужа, давно уже оставившего их с дочерью.


Жизненные и творческие силы Живаго угасают, так как он не может
смириться с неправдой, которую ощущает вокруг себя. Безвозвратно уходят
окружавшие доктора люди — кто в небытие, кто за границу, кто в иную, новую
жизнь.

Сцена смерти Живаго — кульминационная в романе. В трамвайном
вагоне у доктора начинается сердечный приступ. Юрию Андреевичу не повезло.
Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья... Перед
нами воплощение задохнувшейся жизни, задохнувшейся оттого, что попала
в ту полосу исторических испытаний и катастроф, которая вошла в жизнь России
с 1917 года. Эта кульминация подготовлена всем развитием романа.
На его протяжении и герой, и автор все острее воспринимали события как насилие
над жизнью.

Отношение к революции выражалось как соединение
несовместимого: правота
возмездия, мечта о справедливости — и разрушения,
ограниченность, неизбежность жертв.

На последних страницах романа
уже через пятнадцать лет после смерти героя появляется дочь Живаго Татьяна.
Она переняла черты Юрия Андреевича, но ничего не знает о нем: «...ну, конечно,
я девушка неученая, без папы, без мамы, росла сиротой». Еще летом 1917 года
Живаго предсказал: «...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти.
Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения...»

Но
роман заканчивается авторским монологом, приемлющим этот мир, какой
бы он в данный момент ни был. Жизнь в самой себе несет начало вечного
обновления, свободу и гармонию. «Счастливое, умиленное спокойствие за этот
святой город и за всю землю, за доживших до этого вечера участников этой историй
и их детей тиранило их и охватывало неслышимой музыкой счастья, разлившейся
далеко кругом». Это итог любви к жизни, к России, к данной нам действительности,
какой бы она ни была. «Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда
тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это...
на исходе тягчайшей зимы 1920 года».

Эти философские раздумья выражаются
и в цикле стихов, завершающих роман.
Категория: Пастернак Б. Л. | Добавил: alexlat
Просмотров: 550 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]