Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Бунин И.А.

Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
21.06.2012, 00:34
Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» является одним из самых известных произведений писателя. Рассказ поражает красотой описания , заставляет ощутить тонкий запах сигарного дыма в салоне парохода и - в противоположность ему- резкий запах масла и раскаленного железа в машинном отделение, увидеть ясное небо Капри и дождливые дни в Неаполе - словом, переживать события вместе с героями.
Однако все это , на наш взгляд, поверхностное суждение о произведении. Понятно , что писатель всегда стремится не только заставить читателя  
 проникнуться идеей произведения, но и понять , как развивалась эта идея в воображении писателя, что послужило стимулом для ее развития. Для этого автор использует массу мелких деталей и символов, которые дают возможность внимательному читателю увидеть в тексте авторское «я».
Уже с эпиграфа  , взятого из Апокалипсиса, начинается сквозной мотив рассказа - мотив гибели , смерти. Он возникает потом и в название гигантского корабля - «Атлантида», погибший мифологический материк,- подтверждая таким образом близкую гибель парохода.
Основное событие рассказа - смерть господина из Сан - Франциско, быстрая и внезапная , в один час . С самого начала путешествия его окружает масса деталей, предвещающих или напоминающих о смерти.Сначала он собирается ехать в Рим , чтобы слушать там католическую молитву покаяния ( которая читается перед смертью ), затем пароход «Атлантида», который является в рассказе двойственным символом : с одной стороны, пароход символизирует новую цивилизацию, где власть определяется богатством и гордыней, поэтому в конце концов корабль , да еще с таким названием, должен утонуть. С другой стороны, «Атлантида» - олицетворение ада и рая, причем, если первое описано как рай «осовремененный» ( волны пряного дыма , сияние света, ликеры, сигары ), то машинное отделение впрямую называется преисподней. Весьма любопытным героем рассказа является «наследный принц ,...путешествующий инкогнито». Описывая его , Бунин постоянно подчеркивает его странную, как бы мертвую, внешность : «... Весь деревянный, широколицый , узкоглазый...слегка неприятный - тем, что крупные усы у него сквозили как у мертвого...Смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована...У него были сухие руки...чистая кожа , под которой текла древняя царская кровь».
Очень важную роль в рассказе играет хронологический мотив.  Начнем с того , что господин из Сан-Франциско с семьей едет в Европу как раз под Рождество, то есть в начале декабря. Пробыв в Неаполе пару недель, семья переезжает на Капри, где и умирает отец семейства. Надо полагать , что его смерть приходиться на двадцатые числа месяца , за два-три дня до Рождества Христова. Это неслучайная деталь , о которой мы еще вспомним.
В рассказе можно выделить две хронологические линии. Первая -линия «механическая», по ней живут семья господина из Сан- Франциско, пассажиры корабля , гости отеля. Все они живут по строгому расписанию, Бунин постоянно подчеркивает это. В эпизоде , где описывается жизнь пассажиров на пароходе, каждая фраза начинается с определения времени: «в девять часов утра», «в одиннадцать», «в пятом часу»...
Вторая линия - «случайная», где время делится на времена года, на христианские праздники , на время суток. В этой линии нет строгого распорядка дня. Здесь автор использует весьма интересный прием: всех героев этой линии он наделяет именами ( рыбак Лоренцо , коридорный Луиджи). И наоборот , представителей механического времени он оставляет безымянными.Эта деталь дает возможность увидеть нечто новое и в композиции рассказа:смерть господина из Сан-Франциско, о котором вначале речь шла как о главном герое,теперь рассматривается как обычный случай, произошедший на фоне яркой предрождественской жизни острова. И невозможно проследить , в какой части рассказа второстепенные и главные герои  меняются местами.
Следующим хронологическим мотивом является сопоставление смерти и рождения: умирает господин из Сан-Франциско - рождается Христос. Это позволяет говорить о соотнесение старого и нового. На протяжении всего рассказа автор, говоря о господине из Сан-Франциско, постоянно подчеркивает его принадлежность к новой цивилизации, созданной «гордыней Нового Человека со старым сердцем». Представители этой цивилизации живут по расписанию, их отличает строгая регулярность действий. Однако в середине рассказа, как мы уже сказали, происходит смена действующих лиц. Основной декорацией становится жизнь Капри, стихия подлинного существования, вторгающаяся в разрывы линейного сюжета и постепенно оттесняющая его на периферию создаваемой картины. Эта неведомая господину из Сан-Франциско жизнь подчинена совсем другой временной и пространственной шкале. В ней нет места графикам и маршрутам, а потому нет предсказуемости и «понятости» для детей Новой Цивилизации. Немаловажную роль здесь играет и авторский взгляд,ибо он отсчитывает время по-своему: не часами и минутами , а историческими эпохами. Это позволяет читателю рассматривать произведение с разных сторон и увидеть гораздо больше , чем видит главный герой рассказа. Одним из лучших примеров этой многогранности является описание церкви в Неаполе. Одно и тоже описание содержит две разные точки зрения. Первая половина фразы - от лица господина из Сан-Франциско : «...осмотр холодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же...» Дальше слышен голос автора : «Величавый вход,закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри - огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечников, краснеющие в глубине на престоле...»  В целом - огромная пустота, то есть бездна, молчание - то , что после смерти обретет господин из Сан- Франциско.
Итак, в рассказе существует два хронологических мотива: это соотношение рождения и смерти, причем, рождения Спасителя старого мира и смерти одного из представителей искусственного нового мира, и сосуществование двух временных линий- механической и подлинной.
Перейдем теперь к следующей цепи мотивов-топографической. Эти мотивы тесно связаны с хронологией рассказа, а именно с Рождеством, которое является связующей нитью между старым и новым.
Начнем с того , что на Капри прибывает семья из Сан-Франциско, города , названного в честь проповедника бедности . Мимоходом Бунин рассказывает легенду о Тиберии, римском цезаре: «Жил на этом острове две тысячи лет тому назад  жалкий полоумный человек, вечно пьяный , совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках старик , который почему-то забрал власть над миллионами людей». С Тиберием связана масса мелких деталей в рассказе. Все эти детали указывают на явную связь образов:господин из Сан- Франциско -  Тиберий. И дело не в том , что оба старики , оба отданы пороку блуда , а в том , что и Тиберий , и господин из Сан-Франциско , имея власть над людьми, внутри абсолютно мертвы , пусты. Пустота господина из Сан-Франциско : « Что чувствовал, что думал господин из Сан-Франциско в этот столь знаменательный вечер? Он , как всякий , испытавший качку, только очень хотел есть, с наслаждением мечтал о первой ложке супа , первом глотке вина...». Только во сне он прикасается к подлинно «живой» жизни. Но странный , мистический сон им сразу же забывается,ибо «в душе его давным - давно уже не осталось ни даже горчичного семени каких-либо так называемых мистических чувств». Ироническое «так называемых» характеризует тот новый мир  технической цивилизации, к которому принадлежит господин из Сан- Франциско, мир , совершенно глухой к тайне жизни ,но уверенный в своем абсолютном знании ее, безрелигиозный мир , где место бога занял идол, капитан корабля , уверенный в своей власти над океаном, «гудевшем , как погребальная месса», «в конечном итоге для него самого непонятном», а место храма - ресторан , откуда , созывая клиентов, «точно в языческом храме», гудит гонг. Мир этот в своем  пустом лихорадочном беге устремлен весь в будущее , которое оказывается не чем иным, как абстракцией . Господин из Сан- Франциско прожил всю жизнь в напряженном и бессмысленном труде, откладывая на будущее «настоящую жизнь» и все удовольствия. И именно в тот момент , когда он решает насладиться жизнью, его настигает смерть.  Это именно смерть , ее триумф.  Причем смерть торжествует уже при жизни, ибо сама жизнь богатых пассажиров роскошного океанского парохода ужасна, как смерть , она противоестественна и бессмысленна.
Рассказ кончается страшными материальными деталями земной жизни трупа и фигурой Дьявола, «громадного , как утес», следящего со скал Гибралтара за проходящим мимо пароходом.
И все же - умер господин из Сан-Франциско, уехали его жена и дочь , увозя страшный ящик из-под содовой воды, и... на острове снова стало ярко и солнечно. Люди снова стали счастливы- абруццкие пастухи, поющие хвалебные песни Богородице,новорожденному Христу, рыбак Лоренцо , коридорный Луиджи - все те , кто живет истинным мироощущением, не пытаясь создать новую цивилизацию  и не противореча  законам, положенным природой. Смерть тут , таким образом, неожиданно оказывается «сообщницей» прекрасного и соперницей безжалостного времени-разрушителя.          

Категория: Бунин И.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 6242 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]