Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Тургенев И.С.

Не всегда правдой душу вылечишь. . . " (По пьесе М. Горького "На дне". ) ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ
21.06.2012, 02:52
 Не всегда правдой душу вылечишь. . . " (По пьесе М.  Горького "На дне". ) ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ.

В ней (пьесе) нет противопоставления тому,  что говорит Лука.  Основной вопрос,  который я хотел поставить,  это – что лучше: истина или сострада-ние? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того,  чтобы пользоваться ложью,  как лука? Это вопрос не субъективный,  а общефилософский… Из письма М.  Горького в редакцию "Петербургской газеты",  1903 год.  В девяностые годы XIХ века в России разразился жестокий экономический кризис.  После каждого неурожая массы разорившихся крестьян бродили по стране в поисках за-работка.  Фабрики и заводы закрывались.  Тысячи рабочих и крестьян оказывались без кро-ва и средств к существованию.  Под влиянием тяжелейшего экономического гнёта появля-лось огромное количество босяков,  большинство из которых и опускаются на "дно" жиз-ни.  Написанная в 1902 году пьеса "На дне" и изображала жизнь этих людей.  Сам Горь-кий писал о своей пьесе: "Она явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений над ми-ром бывших людей".  Кроме того,  жизнь обездоленных,  отверженных обществом писатель знал непонаслышке,  потому что сам когда-то жил,  общался и зарабатывал на хлеб вместе с такими же людьми.  Судьба распорядилась так,  что почти все герои пьесы потеряли всё,  в ночлежке Костылёва они не имеют или не имеют своих имён (Квашня,  Кривой Зоб,  Актёр и т.  д. ),  или же к ним обращаются пренебрежительно (Васька,  Настька),  разговаривая,  как с жи-вотными.  "У нас нет имени! Даже собаки имеют клички,  а мы нет!" – с горьким чувством восклицает Актёр.  Поднимается занавес – сразу поражает удручающая обстановка нищенской жизни: голод,  грязь,  болезни,  пьянство,  озлобление.  Каждый из обитателей ночлежки замкнулся на своём горе и ведёт о нём бесконечный рассказ.  По разным причинам они попали сюда; эти люди не имеют ни семьи,  ни своего постоянного угла.  Для многих обитателей ноч-лежки день уходит на добывание куска хлеба.  Они живут,  не задумываясь ни о чём.  Да и о чём им думать? Каждый живёт одним днём,  только для себя.  Здесь собрались воры,  ни-щие,  калеки – все,  кто выброшен из жизни; различные по своей прошлой судьбе,  но оди-наково голодные,  измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон,  спивший-ся Актёр,  бывший интеллигент Сатин,  слесарь-ремёсленник Клещ и его умирающая жена,  торговля пельменями Квашня,  падшая женщина Настя,  вор Васька Пепел.  У них нет ниче-го,  всё отнято,  потеряно,  стёрто и затоптано в грязь… Проблема человечности,  или проблема истинного и ложного гуманизма,  стала ос-новной темой произведения.  В пьесе сострадательному гуманизму Луки противопостав-лен подлинный гуманизм Сатина.  Эти два героя стоят как бы на ступеньку выше всех остальных,  той серой массы,  которая влачит своё жалкое существование,  не видя смысла жизни.  И в среде этих бесхарактерных людей появляется странник Лука.  Он успокаивает их.  Действительно,  чем можно утешить этих выброшенных из жизни,  опустившихся на её "дно" бедняг? В обитателей ночлежки этот человек вселяет красивые иллюзии? Анне обещает покой и отдых на том свете,  Актёру – прекрасную бесплатную лечебницу от ал-коголизма,  Ваське Пеплу – вольную жизнь в Сибири.  Но Лука лжёт… (Само имя его по созвучию связано со словом "лукавый").  Его нельзя обвинить в отсутствии доброты,  мягкости,  милосердия к несчастным: он идёт к "униженным и оскорблённым",  бескорыстно стараясь облегчить их страдания.  И в данном случае ложь необходима; она для них как лекарство.  Но,  несмотря ни на что,  неправда есть неправда.  Спасительная ложь всё равно никого не спасёт,  вечно жить в плену иллю-зий нельзя,  а прозрение всегда трагично.  Подтверждение тому – самоубийство Актёра,  понявшего,  что ему никогда не вылечиться от алкоголизма.  Пепел попадает в Сибирь на каторгу за убийство Костылёва,  загублена судьба Наташи… Так постепенно Горький развенчивает философию Луки.  Я согласен с автором: жа-лость и сострадание бесспорно необходимы в суровом мире действительности.  Сочувст-вие помогает человеку понять,  что он не один,  что поддерживают окружающие.  Возмож-но,  он вновь приобретёт уверенность в себе и в своих силах,  и тогда ему будет легче спра-виться с проблемами.  Но я считаю,  что всё хорошо в меру.  Как и каждого лекарства,  жа-лости должно быть определённое количество.  Главное – не перейти тонкую грань между пользой и вредом.  Пожилой странник,  призывавший к смирению и терпению,  ещё больше способст-вовал проявлению в ночлежниках слабости и неспособности бороться.  Эти люди и до его прихода бездействовали в силу привычки,  не сопротивлялись обстоятельствам.  Лука же,  по-моему,  своим ложным гуманизмом ещё больше навредил,  "связав" им окончательно руки и ноги: "Ты – надейся! Ты – верь!".  Несомненно,  главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин.  Сам ав-тор больше симпатизирует именно теории правдивого гуманизма.  Ведь "ничто так не ра-дует глаз,  как правдивость; ничто так не безобразно и не примиримо с разумом,  как ложь".  Правда,  пусть даже самая горькая,  всегда должна побеждать.  Я считаю,  что не должно быть гуманной лжи,  ведь рано или поздно она принесёт вред тому,  кто верит в это заблу-ждение.  Ложь – чистейшее проявление неуважения к человеку.  В этом я,  безусловно,  со-глашусь с Сатиным.  Но,  несмотря на это,  Константин не является полностью положитель-ным персонажем в пьесе.  Ведь призывая к действию,  свободе,  он сам ничего не предпри-нимает.  Он просто существует: играет в карты,  напивается,  спит… И так каждый день.  Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной,  если заду-маться над смыслом жизни.  Под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома,  среди духовно искалеченных бродяг звучат торжественные слова о человеке,  о его призвании,  о его силе и красоте: "Человек! – вот правда! Всё – в человеке,  всё для человека! Существу-ет только человек,  всё ж остальное – дело его рук и мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!".  Как неестественно звучит пламенный монолог Сатина в атмосфере беско-нечного безделья и непробудного пьянства! Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин.  "Ложь – религия ра-бов и хозяев.  Правда  бог свободного человека!" – говорит он.  Но,  к сожалению,  одной лишь теории бывшего телеграфиста недостаточно.  Сатин тоже ничего не смог изменить и в своей жизни,  ни в жизни других обитателей "дна".  Ведь большая часть того,  чего мы добиваемся в жизни,  зависит от нас самих.  Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда.  Время не стоит на месте,  меняются обстоятельства жизни,  меняются люди.  Каждое последующее поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами вре-мени.  Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена,  и сейчас можно говорить о со-временности спора о гуманизме.  Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина или сострадание?" – в произведении нет.  Наверное,  автор специально умолчал об этом.  Ведь каждый человек должен решить для себя,  что ему нужнее: сладкая ложь или горькая правда…
 
Категория: Тургенев И.С. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1105 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]