Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Тургенев И.С. |
Не всегда правдой душу вылечишь. . . " (По пьесе М. Горького "На дне". ) ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ
21.06.2012, 02:52 | |
Не всегда правдой душу вылечишь. . . " (По пьесе М. Горького "На дне". ) ВЕРА И БЕЗВЕРИЕ. В ней (пьесе) нет противопоставления тому, что говорит Лука. Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострада-ние? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский… Из письма М. Горького в редакцию "Петербургской газеты", 1903 год. В девяностые годы XIХ века в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся крестьян бродили по стране в поисках за-работка. Фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказывались без кро-ва и средств к существованию. Под влиянием тяжелейшего экономического гнёта появля-лось огромное количество босяков, большинство из которых и опускаются на "дно" жиз-ни. Написанная в 1902 году пьеса "На дне" и изображала жизнь этих людей. Сам Горь-кий писал о своей пьесе: "Она явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений над ми-ром бывших людей". Кроме того, жизнь обездоленных, отверженных обществом писатель знал непонаслышке, потому что сам когда-то жил, общался и зарабатывал на хлеб вместе с такими же людьми. Судьба распорядилась так, что почти все герои пьесы потеряли всё, в ночлежке Костылёва они не имеют или не имеют своих имён (Квашня, Кривой Зоб, Актёр и т. д. ), или же к ним обращаются пренебрежительно (Васька, Настька), разговаривая, как с жи-вотными. "У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!" – с горьким чувством восклицает Актёр. Поднимается занавес – сразу поражает удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый из обитателей ночлежки замкнулся на своём горе и ведёт о нём бесконечный рассказ. По разным причинам они попали сюда; эти люди не имеют ни семьи, ни своего постоянного угла. Для многих обитателей ноч-лежки день уходит на добывание куска хлеба. Они живут, не задумываясь ни о чём. Да и о чём им думать? Каждый живёт одним днём, только для себя. Здесь собрались воры, ни-щие, калеки – все, кто выброшен из жизни; различные по своей прошлой судьбе, но оди-наково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спивший-ся Актёр, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремёсленник Клещ и его умирающая жена, торговля пельменями Квашня, падшая женщина Настя, вор Васька Пепел. У них нет ниче-го, всё отнято, потеряно, стёрто и затоптано в грязь… Проблема человечности, или проблема истинного и ложного гуманизма, стала ос-новной темой произведения. В пьесе сострадательному гуманизму Луки противопостав-лен подлинный гуманизм Сатина. Эти два героя стоят как бы на ступеньку выше всех остальных, той серой массы, которая влачит своё жалкое существование, не видя смысла жизни. И в среде этих бесхарактерных людей появляется странник Лука. Он успокаивает их. Действительно, чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на её "дно" бедняг? В обитателей ночлежки этот человек вселяет красивые иллюзии? Анне обещает покой и отдых на том свете, Актёру – прекрасную бесплатную лечебницу от ал-коголизма, Ваське Пеплу – вольную жизнь в Сибири. Но Лука лжёт… (Само имя его по созвучию связано со словом "лукавый"). Его нельзя обвинить в отсутствии доброты, мягкости, милосердия к несчастным: он идёт к "униженным и оскорблённым", бескорыстно стараясь облегчить их страдания. И в данном случае ложь необходима; она для них как лекарство. Но, несмотря ни на что, неправда есть неправда. Спасительная ложь всё равно никого не спасёт, вечно жить в плену иллю-зий нельзя, а прозрение всегда трагично. Подтверждение тому – самоубийство Актёра, понявшего, что ему никогда не вылечиться от алкоголизма. Пепел попадает в Сибирь на каторгу за убийство Костылёва, загублена судьба Наташи… Так постепенно Горький развенчивает философию Луки. Я согласен с автором: жа-лость и сострадание бесспорно необходимы в суровом мире действительности. Сочувст-вие помогает человеку понять, что он не один, что поддерживают окружающие. Возмож-но, он вновь приобретёт уверенность в себе и в своих силах, и тогда ему будет легче спра-виться с проблемами. Но я считаю, что всё хорошо в меру. Как и каждого лекарства, жа-лости должно быть определённое количество. Главное – не перейти тонкую грань между пользой и вредом. Пожилой странник, призывавший к смирению и терпению, ещё больше способст-вовал проявлению в ночлежниках слабости и неспособности бороться. Эти люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом ещё больше навредил, "связав" им окончательно руки и ноги: "Ты – надейся! Ты – верь!". Несомненно, главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Сам ав-тор больше симпатизирует именно теории правдивого гуманизма. Ведь "ничто так не ра-дует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и не примиримо с разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не должно быть гуманной лжи, ведь рано или поздно она принесёт вред тому, кто верит в это заблу-ждение. Ложь – чистейшее проявление неуважения к человеку. В этом я, безусловно, со-глашусь с Сатиным. Но, несмотря на это, Константин не является полностью положитель-ным персонажем в пьесе. Ведь призывая к действию, свободе, он сам ничего не предпри-нимает. Он просто существует: играет в карты, напивается, спит… И так каждый день. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если заду-маться над смыслом жизни. Под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди духовно искалеченных бродяг звучат торжественные слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: "Человек! – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Существу-ет только человек, всё ж остальное – дело его рук и мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!". Как неестественно звучит пламенный монолог Сатина в атмосфере беско-нечного безделья и непробудного пьянства! Философию Луки отвергает противопоставленный ему Сатин. "Ложь – религия ра-бов и хозяев. Правда бог свободного человека!" – говорит он. Но, к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста недостаточно. Сатин тоже ничего не смог изменить и в своей жизни, ни в жизни других обитателей "дна". Ведь большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих. Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующее поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами вре-мени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о со-временности спора о гуманизме. Фактического ответа на вопрос автора: "Что лучше: истина или сострадание?" – в произведении нет. Наверное, автор специально умолчал об этом. Ведь каждый человек должен решить для себя, что ему нужнее: сладкая ложь или горькая правда… | |
Просмотров: 1105 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта