Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Анализ главы «У дядюшки» (в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» II том)
13.11.2009, 19:14
Второй том романа «Война и мир», особенно любим
большинством читателей. Восхищает теплая атмосфера многолюдного дома Ростовых,
семейные праздники, нежность и доброта отношений между родителями и детьми,
музыкальные вечера — словом, все, что придает какую-то особую
духовность. Мне почему-то вспоминается мысль французского писателя
о том, что самая большая в мире роскошь — это роскошь человеческого общения.


В седьмой главе четвертой части мы видим молодежь дома Ростовых:
Николая, Наташу, Петю, возвращающихся с охоты и останавливающихся отдохнуть
у своего дальнего родственника, небогатого помещика, владельца единственной
деревеньки Михайловка. Ростовы называют его дядюшкой, а сам автор
почему-то не желает давать ему имени. Этот дядюшка — большой
любитель охоты, и мы сначала видим его, летящего на своей лошади за зайцем,
потом, когда его собака по кличке Ругай сбивает этого зайца, он, с удовольствием
потряхивая зверьком, чтобы стекала кровь, сам говорит, «не зная с кем и что».
Если выискивать какой-то сюжет в седьмой главе романа, то едва
ли что выйдет из этого путного. Люди посидели немного в деревенском доме,
где висят шкуры убитых зверей и пахнет яблоками и где, хоть и не заметно особого
порядка, но и нет запущенности. Правда, мебель старая, ободранная, но не столь
это важно для гостей дядюшки. Молодежь с удовольствием слушает музыку, танцует.
Вот и все. И в то же время этот эпизод играет очень важную роль в композиции
второго тома. Прежде всего, в нем выражается огромное желание самого автора
подчеркнуть нерасторжимую связь своих героев с народом. Николай и Наташа слушают
народную музыку, и она приводит их в восторг. Им, воспитанным на изысканных
европейских мелодиях, исполняемых на клавикордах, оказываются близки и понятны
незатейливые мотивы народных песен.

Писатель немало внимания уделяет
описанию угощения в дядюшкином доме. Неудивительно, что молодым людям, целый
день пробывшим на воздухе, очень хочется есть, но дело не только в этом.
Физическое воздействие художественного слова настолько велико, что хочется есть
и самому читателю. И в самом деле, разве не разыграется аппетит, когда читаешь,
и видишь на подносе грибки, лепешки черной муки на юраге, сотовый мед, яблоки,
орехи сырые и каленые, орехи в меду, а затем приносятся и ветчина, и курица,
только что зажаренная.

Наташа чувствует себя превосходно, она счастлива
от близости любимого брата, от удачно проведенного дня, и неслучайно услышанная
мелодия кажется ей «верхом музыкальной прелести». Даже одежда дядюшки, вызвавшая
бы насмешки в другом месте, кажется ей удивительно к месту в данной обстановке.
По всей видимости, дядюшка относится к тому типу людей, которые могут
довольствоваться малым, но для которых необходимо сознание, что они находятся
на своем месте. Поэтому Толстой и не показывает этого человека ни в московском
доме Ростовых, ни в Отрадненском.           

Большая часть седьмой главы
посвящена музыке. Внимательно слушает дядюшка игру дворового парня Митьки,
делает замечания, а потом сам велит принести экономке Анисье Федоровне гитару.
Играет дядюшка известную песню «По улице мостовой», из-под
его пальцев выпеваются слова: «За холодной ключевой, кричит девице, постой!»
И вот уже мы видим хрупкую фигуру Наташи, ее тонкие руки, подпирающие бока,
движенье плеч. Пляска Натальи — это нечто необыкновенное. Такие слова,
как пластика, грация, кажутся банальными, ничего не выражающими. Не удивительно,
что на глазах Анисьи Федоровны появляются слезы, ведь она видит,
что это тоненькая, хрупкая, такая чужая ей, в шелку и бархате воспитанная
графинечка «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке,
и в матери, и во всяком русском человеке».

Музыка завораживает. Даже
воспоминания о разлуке с женихом не омрачают состояния счастья. Наверно, редко
бывает такая минута душевного комфорта, и юная героиня романа это прекрасно
понимает.

Дядюшка поет свою любимую охотничью песню, а писатель даже
ничего не говорит, насколько хорош или плох голос его героя. Наверно,
не так уж это и важно. «Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным
убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев
сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев так только,
для складу».

Концовка седьмой главы — это беседа Наташи с братом, когда
они подъезжают к Отрадненскому дому. Ночь темная, сырая, а на душе у героев
светло и радостно. Они вспоминают охоту, дядюшку, его песню.
Но вот что-то омрачает этот лирический настрой. Наверное,
предчувствие Наташи, что она уже никогда не будет «так счастлива, спокойна,
как теперь».

А в гостиной горит огонь, и окна дома красиво блестят «в
мокрой бархатной темноте ночи». Я часто думаю о музыкальности романа «Война
и мир». На первый взгляд, кажется странным говорить о каком-то
особом звучании толстовской прозы. Ведь обычно с музыкой связывают поэзию,
а тут такой громоздкий синтаксис, такая усложненная структура текста.
И все же какая упоительная мелодия звучит со станиц этой замечательной книги,
какое многоголосье! Кажется, что все звуки подлинного мира собрались в романе,
чтобы напомнить суетливому человеку о подлинной красоте бытия.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 2200 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]