Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

В чем смысл жизни? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
13.11.2009, 19:23
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость.



Л.Н. Толстой.

Кто из нас хотя бы раз в жизни
не задавался трудным вопросом о смысле жизни, не мучился, ища ответ на него
и, наконец, не находил его? Конечно, нам потребовался бы не день и не два,
а годы, десятилетия, вся жизнь. Кто-то находил ответ перед смертью,
как, например, князь Андрей; кто-то знал с детства, к чему надо
стремиться, в чем состоит смысл жизни, как Наташа Ростова; кто-то
жил в праздности, понимая, что так жить нельзя, думал над этим вопросом,
мучился, сомневался и обретал, наконец, то, что необходимо было для счастья,
находил пусть неполный, но ответ, как Пьер. Мысли и чувства героев эпопеи близки
Л.Н. Толстому. Все, что произошло с ними в романе, наверняка, испытал
и сам Лев Николаевич.

Сколько разочарований на пути князя Андрея!
Сначала он жаждет славы, величия, подвига, любви всего человечества, возвышает,
идеализирует Наполеона и Тулон. Лишь Аустерлиц и его вечное небо покажут князю,
что его стремление окажется чем-то не тем, о чем ему мечталось,
что мечты не совпадают с действительностью, что они — это гордость, отделяющая
его от судеб других людей. Небо скажет, что героический подвиг — это мелочь,
суета. Под небом Аустерлица изменяется система ценностей князя Андрея.
В его воображении возникает дом, жена, сын, отец, сестра. Но счастье, такое
простое, семейное счастье, привычное Ростовым, не будет дано Болконскому.
На глазах умирает жена… Андрей остается наказанным страданием в тихой домашней
жизни, которой он впервые пожелал на поле Аустерлица. Вся глубина
и значительность этой жизни не открывается Андрею. Князь похож на небо. Небо —
холодное, отрешенное, справедливое, и князь Андрей ищет в жизни совершенства.
Однако он видит разницу между совершенством неба и низменностью отношений между
людьми, земным несовершенством. Это и есть трагизм положения князя Болконского.
Но надежды остались. «Свидание с Пьером в Богучарове было для князя Андрея
эпохой, с которой хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире
его новая жизнь». Теперь его жизнь — это любовь, любовь к Наташе. Она во многом
эгоистична, лишь в конце Андрей поймет, что такое любовь, полюбит и простит
Наташу по-настоящему, будет надеяться и отвергать мысли о жизни.
«Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» —
спрашивает князь. И тут же говорит: «Любовь? Что такое любовь? Любовь лишает
смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому,
что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне,
частице любви, вернуться к общему и верному источнику».

Общий источник…
Л.Н. Толстой полагал, что «человек — частица бесконечной жизни. Осознавая свою
принадлежность и ответственность перед ней, содействуя благу людей, человек
находит свое истинное место в бесконечном процессе жизни».

А Наташа?
Кто такая Наташа? Она — жизнь. Ей много пришлось вытерпеть: смерть любимого
человека, смерть брата Пети, горе матери. Но как раз общее горе показало
ей, что «сущность ее жизни — любовь — жива в ней. Проснулась любовь, проснулась
жизнь». Действительно, проснулась любовь. Наташа полюбила Пьера и вышла за него
замуж. Через семь лет мы снова встречаем Наташу и поражаемся той внешней
перемене, которая с ней произошла. Перемена огромна. Остается только удивляться,
поражаться. Невольно задаешь вопрос: «Во что Наташа превратилась?»
Но, поразмыслив, отвечаешь: «Она осталась такой же, как и была. Она изменилась
только внешне. Ее не интересует теперь ее одежда, прическа, а интересует муж,
дети, родные». С самого детства Наташа знала, как неравны мужчина и женщина.
И все свои силы, всю свою жизнь она посвятила любимому мужу, любимым детям
и близким.

Параллельно с историей поиска князя Андрея в романе идет
история исканий Пьера Безухова. Пьер задает себе те же вопросы, что и князь
Болконский. «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я? Что такое
жизнь, что смерть? — спрашивает он себя». Не было ответа ни на один из этих
вопросов, кроме одного, ответ: «умрешь — все кончится».

Временное
удовлетворение Пьер находит в масонстве, но разочаровывается в нем. Его поражает
обрядовость, ритуальность всех действий масонов, пустота и бесцельность жизни.
Все люди чувствуют этот ужас, и жизнь заключается в одном — в «спасении
от жизни». Лишь Бородинское сражение, вид убийства пробуждают Пьера, но вместе
с тем и разрушают многие его представления. «В нем, хотя он и не отдавал себе
отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу, и в Бога».

Когда Пьер знакомится с Каратаевым,
человеком-солдатом, от которого веет любовью к жизни, он чувствует,
что «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то
новых основах воздвигался в его душе». Пьер понимает, что человек создан
для счастья и любви. Пьер не думает уже о себе и о Каратаеве. Он подводит итоги
всему прожитому: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется,
и это движение есть Бог. Любить жизнь — любить Бога. Труднее и блаженнее всего —
любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». И уже после
освобождения Пьер восклицает: «Буду жить. Ах, как славно!»

Как жить?
Честно. Это говорит Толстой. А что значит: «жить честно»? Это значит,
что человек ничего не должен требовать от своей жизни, кроме правды. Образ Пьера
был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Он рожден для того, чтобы
бороться, давать счастье людям. А это и означает, что жизнь Пьера — честная.
Сам Лев Николаевич остался верен клятве, данной в молодости.

В
чем же видят лучшие герои романа смысл жизни? В любви. Любовь — Бог, жизнь,
вероятно. На любви и держится мир. Читая роман, невольно начинаешь верить в это.
Но не только в ней одной дело. В Библии сказано, что суть жизни есть путь
к Богу, очищение от грехов, что каждому человеку дано в жизни искупить свой долг
перед Богом — прославлять его деяния и верить в него. Суть жизни — вера в Бога.


В романе показаны люди, у которых есть определенная цель в жизни.
Они мало раздумывают над вопросами о смысле жизни. Борис думает о карьере,
Берг — тоже, Николай — о семейном благополучии, о тихой помещичьей жизни.
Но мне кажется, что они рано или поздно придут к этому вопросу и, может быть,
сумеют ответить на него.

А я хочу, чтобы наш мир стал хоть чуточку
добрее, чтобы люди были терпимее друг к другу. Ведь ради этого стоит жить. Надо
только совершенствовать себя.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 5384 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]