Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Толстой Л.Н.

Жизненные искания Константина Левина (по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)
13.11.2009, 19:44
Один из героев романа
Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Константин Левин явился новым образом в русской
и мировой литературе. Это образ не «маленького», не «лишнего» человека. По всему
своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности
натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин
Левин — мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной
общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе
деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

Образ отчасти
списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Левин — от Левы, Льва):
герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Левин —
натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель
в жизни — жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно
любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Левин
и Анна — единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Левин
мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше,
чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать
любовью.

Началом исканий Левина, можно, вероятно, считать его встречу
с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого
взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен,
ибо он делит свою жизнь на две части — «на себя» и «для общества». Левин
с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

Именно
эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют
Константина Левина искать какое-то общее, объединяющее всех дело.
Значение семьи для Левина непосредственным образом связано с основной темой
романа — единения и разъединения людей. Семья для Левина — самое глубокое,
высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы
создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий
удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена
чуждым миром. Именно украдена — ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое
себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

Не
зная, чем заменить утраченное, Константин Левин возвращается домой, надеясь
найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта «своего мира» вскоре
терпит крах. Левин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно,
это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова возвращается
к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом,
он начинает понимать, что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять
это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом
и человечностью, трудом и любовью.

Для дальнейшего развития этого
открытия имеют значения встречи Константина Левина с некоторыми людьми. Сначала
это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Левина проясняет
для себя тему независимого труда и семьи.

Позже происходит разговор
у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем
хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Левину преимущества капиталистического
хозяйства. Под влиянием всего этого Левин вскоре приходит к мысли об устройстве
сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый
тезис Левина — стимул личного счастья как главный двигатель человеческих
действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели,
приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному
счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам.
Это венец всех исканий Левина на путях конкретно-социального
мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

Теперь
его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей
мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель.
Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного
общества.

Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь.
Кити и Левин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение.
Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью.
Но потом Левин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей
семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли
о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствие
этого с миром.

Отвергнуть все устои действительности, проклясть
ее и в финале примириться с нею — пример глубокого противоречия в жизни
и характере одного из интереснейших героев Л.Н. Толстого — Константина Левина.
Категория: Толстой Л.Н. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 992 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]