Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Салтыков-Щедрин М. Е.

Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)
13.11.2009, 20:17
Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное
открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе,
у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку,
но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто
не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью.
Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде, гениальная находка автора.


Салтыков-Щедрин, создавая свой роман, ставил перед собой
задачу: показать механизм разрушения семьи. Душой этого процесса был,
без всякого сомнения, Порфишка-кровопивец. Само собой разумеется,
что особое внимание автор уделял разработке именно этого образа, интересного
помимо всего прочего и тем, что он постоянно меняется, вплоть до последних
страниц, и читатель никогда не может быть уверенным в том, каким конкретно
окажется данный образ в следующей главе. Портрет Иудушки мы наблюдаем «в
динамике». Увидев впервые несимпатичного «откровенного ребенка»,
подлизывающегося к матери, подслушивающего, наушничающего, читатель вряд
ли может представить то отвратительное, вызывающее содрогание создание, которое
кончает с собой в конце книги. Образ меняется до неузнаваемости. Только
имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц
романа, так Иудушкой и умирает. В этом имени звучит что-то
удивительно подленькое, так верно выражающее внутреннюю сущность этого
персонажа.

Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется,
пустословия) — лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными
рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать
себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе
и не назовешь его политику в отношении родных), словом всё, что он делает, —
сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово
Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается
племянницу Анниньку, отправляет собственного новорожденного младенца
в воспитательный дом.

Но не только подобными «богоугодными» речами
изводит Иудушка домочадцев. У него есть еще две излюбленные темы: семья
и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в силу
полного невежества и нежелания видеть что-либо, лежащее
за пределами его маленького мирка. Однако эти бытовые разговоры, которые
не прочь повести и маменька Арина Петровна, в устах Иудушки превращаются
в бесконечные нравоучения. Он просто-таки тиранит всю семью, доводя
всех до полного изнеможения. Конечно, все эти льстивые, приторные речи никого
не обманывают. Мать с детства не доверяет Порфишке: слишком уж он переигрывает.
Лицемерие, соединенное с невежеством, не умеет вводить в заблуждение.


Есть в «Господах Головлевых» несколько сильных сцен, которые заставляют
читателя почти физически ощутить состояние угнетенности от обволакивающих речей
Иудушки. Например, разговор его с лежащим при смерти братом Павлом. Несчастный
умирающий задыхается от присутствия Иудушки, а тот, якобы не замечая этих
метаний, «по-родственному» подшучивает над братом. Жертвы Иудушки
никогда не чувствуют себя столь беззащитными, как в моменты, когда
его пустословие выражается в «безобидных» подшучиваниях, которым нет конца.
Такая же напряженность чувствуется в том месте романа, где Аннинька, почти
обессилев, пытается вырваться из дядиного дома.

Чем дальше длится
повествование, тем больше людей попадает под гнет Иудушкина тиранства.
Он изводит всех, кто попадает в его поле зрения, при этом сам оставаясь
неуязвимым. И все же даже в его броне бывают трещины. Так, он очень боится
проклятия Арины Петровны. Она же приберегает это свое оружие как последнее
средство против сына-кровопивца. Увы, когда она и в самом деле
проклинает Порфирия, это не производит на него того действия, которого
он сам боялся. Еще одна слабость Иудушки — страх перед уходом Евпраксеюшки,
то есть боязнь нарушить раз и навсегда заведенный уклад жизни. Однако
Евпраксеюшка может только грозить своим уходом, сама же остается на месте.
Постепенно и этот страх хозяина Головлева притупляется.

Весь жизненный
уклад Иудушки -- переливание из пустого в порожнее. Он считает несуществующие
доходы, представляет себе какие-то невероятные ситуации
и сам же решает их. Постепенно, когда не остается вокруг никого из живых, кого
можно было бы заесть, Иудушка начинает изводить тех, кто является
ему в воображении. Он мстит всем без разбору, неизвестно за что: попрекает
мертвую мать, штрафует мужиков, грабит крестьян. Это происходит
все с той же въевшейся в душу фальшивой ласковостью. Только можно ли сказать
«душа» о внутренней сущности Иудушки? Салтыков-Щедрин не говорит
о сути Порфишки-кровопивца иначе, как о прахе.

Конец
Иудушки довольно неожидан. Казалось бы, как может покончить с собой себялюбец,
идущий по трупам, скопидом, загубивший всю семью ради своей наживы?
И тем не менее Иудушка, видно, начинает осознавать свою вину.
Салтыков-Щедрин ясно дает понять, что хоть и пришло осознание
пустоты, ненужности, но воскрешение, очищение уже невозможно, равно
как и дальнейшее существование.

Иудушка Головлев действительно «вечный
тип», прочно вошедший в русскую литературу. Его имя стало уже нарицательным.
Можно не читать романа, но знать это имя. Употребляется оно нечасто,
но все-таки изредка слышится в речи. Безусловно, Иудушка —
литературное преувеличение, скопище разнообразных пороков в назидание потомкам.
Пороки эти в первую очередь — лицемерие, пустозвонство, никчемность. Иудушка —
олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого
до самого последнего момента. Как ни преувеличен этот персонаж, но изъяны
его людские, невымышленные. Именно поэтому тип пустозвона вечен.
Категория: Салтыков-Щедрин М. Е. | Добавил: alexlat
Просмотров: 560 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]