Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Салтыков-Щедрин М. Е.

Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина 'Господа Головлевы'
04.04.2012, 22:08
Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина 'Господа Головлевы'

МРАК-ХОЛОД-НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлёвского существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда он рисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головлёвской усадьбы, писатель опирается на значимое для народных верований символическое противопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света и тьмы. Господство мрака и холода, которые, по народным поверьям, творятся нечистою силой, символически выражает в романе обесчеловеченность головлёвского существования и пророчит неминуемую гибель (в народном сознании мрак и холод по значению тождественны смерти) головлёвского рода.
Устойчивым становится в романе архетипический образ зимнего омертвения, несущий идею враждебности живому всего того, что связано с головлёвским родом, с самим его существованием: "...земля на неоглядное пространство покрыта белым саваном", "...кругом во все стороны стлалась сиротливая снежная равнина", "...окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенела" и так далее.
Существование господ Головлёвых враждебно свету, теплу, жизни; ему, как и нечистой силе, сопутствуют мрак, холод и смерть. Показывая это, Салтыков опирается на изобразительно-выразительные возможности архетипической символики. Погружается в "безрассветную мглу" Степан Владимирыч, утративший последние связи с реальностью. Господа Головлёвы день за днём утопают "в серой, зияющей бездне времени", так что даже теряется представление о времени. В барском доме "мёртвая тишина ползёт из комнаты в комнату". Иудушку охватывают "сумерки", которым "предстояло сгущаться с каждым днём всё больше и больше". Для Анниньки "и прежняя жизнь была сон, и теперешнее пробуждение - тоже сон", "...ночь, вечная, бессменная ночь - ничего больше".
Все эти упоминания о мгле, бездне, сумерках, сне, ночи усиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имело бы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. Используемые Салтыковым архетипические образы, находящиеся в прямом родстве с представлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и гибель, но и нравственную пустоту головлёвского существования, характеризующегося неподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых движений.
ТЕНИ-ПРИЗРАКИ-ПРИВИДЕНИЯ. Напротив, то, что лишено признаков живого, сохраняет здесь, подобно "мёртвой тишине", способность движения. Больному Павлу Владимирычу чудится "целый рой теней. Ему кажется, что эти тени идут, идут, идут..." И Арине Петровне мерещатся "тени, колеблющиеся, беззвучно движущиеся". Шевелятся и перемещаются только призраки и привидения (в таком смысле употреблялось в народных преданиях и поверьях слово тень); представители же головлёвского рода всё более и более впадают в состояние физической и нравственной неподвижности. Подчёркивая это, Салтыков тем самым показывает враждебность головлёвского существования этическим основам народной жизни и народного сознания, где понятие движения наделялось положительным нравственно-оценочным значением.
Категория: Салтыков-Щедрин М. Е. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1180 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]