Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Салтыков-Щедрин М. Е.

Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе «Господа Головлевы»
13.11.2009, 20:15
На уроках русской литературы
изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Прочитав его роман-обозрение «История одного города» и сказки этого
автора, мы удивляемся смелости и остроумию, с которыми писатель показывает
бессовестное ограбление народа; критикует либеральных деятелей и писателей,
пресмыкающихся перед властями.

Знакомясь с произведениями
Салтыкова-Щедрина, хочется больше узнать о его творчестве. Большое
впечатление производит роман «Господа Головлевы». Из истории этого произведения
мы узнаем, что в его основу легли несколько рассказов о семье Головлевых,
вошедших первоначально в цикл «Благонамеренные речи».

В романе очень
остро критикуется паразитический класс дворян. Глазами мужика, подвергающегося
беспощадной эксплуатации, смотрит писатель на помещичью усадьбу и видит
в ней саму смерть, злобную, пустоутробную. С неумолимой правдивостью рисует
Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение,
обреченность класса эксплуататоров-крепостников. Весь смысл жизни
Головлевых заключается в стяжательстве, накоплении богатства, в борьбе
за это богатство. Поражают подозрительность, бездушная жестокость, лицемерие,
взаимная ненависть, царящие в этой семье.

Приобретательская деятельность
Арины Петровны, основанная на выжимании последних соков из мужика, проводится
под предлогом увеличения богатства семьи, а фактически — только для утверждения
личной власти. Даже собственные дети для нее — «лишние рты», которых нужно
кормить, на которых нужно тратить часть состояния. Изумляют спокойствие
и безжалостность, с которыми Арина Петровна наблюдает, как разоряются и умирают
в нищете ее дети. И только в конце жизни перед ней встал горький вопрос: «И
для кого я припасала! Ночей недосыпала, куска недоедала... для кого?»
  

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей
от произвола «маменьки» воспитывали в них лживость и угодничество. Этими
качествами особенно отличался Порфирий Головлев, получивший от других членов
семьи прозвища «Иудушка» и «кровопийца». Иудушка с детских лет сумел опутать
«доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел
всем богатством.

Создается впечатление, что Иудушка Головлев,
как и Арина Петровна, — это литературный тип, в котором с наибольшей силой
сконцентрированы черты хищника, паразита, лицемера, это обобщение пороков всего
класса собственников.

Иудушка Головлев действует только «по закону»,
потому что законы, существовавшие как до реформы, так и в пореформенное время,
позволяют ему безнаказанно высасывать кровь из бесправных крестьян, доводить
до самоубийства собственных детей, обирать и разорять родственников.
С бесстыдным лицемерием совершает он подлые поступки, сопровождая
их приторно-сладкими словами. Обобранному до нитки брату Степану,
которого мать кормила солониной, он ласково говорит на прощание: «Вот кабы
ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку,
а не то так и соусцу бы приказал».

История семейства Головлевых
свидетельствовала об исторической закономерности вырождения дворянства. Но образ
Иудушки Головлева имел более широкое значение. Это символ всякой эксплуатации
и угнетения, человеконенавистничества, пустословия и лжи. Эти черты характера
встречаются и в современных людях. Поэтому роман имеет большое поучительное
значение.
Категория: Салтыков-Щедрин М. Е. | Добавил: alexlat
Просмотров: 552 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]