Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А.

Бог и дьявол в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
13.11.2009, 20:46
Добро и зло… сколько раз боролись они на страницах сказок!
И всегда добро побе6ждает зло. Эти понятия стали вечными и неразделимыми.
Что есть добро? И как победить зло? Даже в нашей повседневной жизни мы задаем
эти вопросы. И пока существует человек, они будут бороться друг с другом.
Благодаря злу, мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет
зло, освещая человеку путь к истине.

В детстве мне часто читали сказки.
На их страницах мне открывались понятия добра и зла, они воспитывали
во мне святую веру в неоспоримую победу добра над злом. Носители добра в сказках
были разные, зла же — черт, дьявол, сатана. Каково же было мое изумление, когда
я начала читать роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Я не могла понять, почему
у меня вызывает симпатию Воланд и его свита, ведь он — сатана.

Этот
вопрос мучил меня долго, и, чтобы разобраться в этом, я хочу поразмышлять
над романом.

Итак, перед нами Москва конца двадцатых годов. В жаркий
и душный день на Патриарших прудах появляется человек, который «…ни на какую
ногу не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого».
Это Воланд — будущий виновник всех беспорядков в Москве. Он представитель
«темной силы», зла. Но в мыслях и действиях Воланда нет стремления наказать
погрязших в грехах москвичей. Он явился в Москву с одной целью — узнать,
изменился ли город и его жители. Но что же видит Воланд, когда устраивает сеанс
черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление нажить «легкие
деньги»… И Воланд делает такой вывод: «Они — люди как  люди. Любят деньги,
но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…ну и что ж…и милосердие иногда
стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…». А какие
же были они, эти прежние?

Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец
прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В Ершалаиме все шепчут про меня,
что я свирепое чудовище, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим
законам, согласно которым весь мир делится на властвующих и подчиняющихся,
то есть рабов и господинов. И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе. Человек
лет двадцати семи, физически абсолютно беспомощный, но он не боится возражать
прокуратору, у него своя жизненная философия, до которой он дошел «своим умом».
Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые».
Что же происходит со «свирепым чудовищем»? почему Понтий Пилат всеми силами
старается спасти Иешуа? Он пытался, но не смог. Ведь Иешуа не отказался от своей
истины, и за это был казнен человек, несший людям свет добра и истины. Но почему
же мучается Пилат? Иешуа, беспомощный бродяга, отважился сказать свое слово
о жизни, а могущественный прокуратор Иудеи не смог сказать своего.
Где же победитель? Иешуа казнен, прокуратор лишен покоя. Но у Учителя остался
ученик, продолжающий его дело — Левий Матвей. Значит, истина, свет, добро
все же победили? Да, пусть Иешуа ушел из жизни, но зерна добра и света,
посеянные им, живы. И вот уже сколько лет люди верят в Иисуса Христа, прообразом
которого является Иешуа. Но как связаны евангельские главы с содержанием романа?
Большое количество параллелей связывают Ершалаим первого века с Москвой
двадцатого. Герои и времена, описанные в них, хоть и разные, но суть одна.
Жадность, вражда, зависть — все это было еще в первом веке и продолжает жить
и в наше время.

Все это и обнажает Воланд. Да, его прибытие в Москву
сопровождается беспорядками. Но разве это дело рук самого Воланда? Нет, в своих
несчастиях виноваты сами люди. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий
на ад, населенный пьянством, злобой, ложью. Попадая на бал сатаны, мы можем
убедиться, что так было всегда, человечество всегда совершало зло. И по мысли
Булгакова, в сложившейся ситуации со злом можно бороться только силами зла.
И этим вершителем правосудия выступает Воланд. Он вобрал в себя многие черты
духов зла, но он дает возможность самому выбрать между добром и злом.
И это позволяет лучше увидеть пороки людей.

И все-таки,
кто же такой Воланд? Творитель зла или правосудия? «Я часть той силы, что вечно
хочет зла и вечно совершает благо». Кто бы он ни был, ясно одно: люди — сами
вершители зла и добра, от их выбора и зависит их судьба.
Категория: Булгаков М.А. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1605 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]