Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А.

Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века
21.06.2012, 01:11
 Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века.

 
Свою главную книгу, называвшуюся тогда "Черный маг" или  "Копыто инженера",  Булгаков задумал и стал писать ,  по-видимому, зимой 1929-1930 годов. Последние вставки в роман он диктовал своей жене в феврвле 1940 года, за три недели до смерти.  Он писал "Мастера и Маргариту" в общей сложности более 10 лет.  Одновременно с написанием романа шла работа  над пьесами, инсценировками,  либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках "Накануне",  сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов,  мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе "Белая гвардия",  драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в "Мольере", пьесе о Пушкине и Театральном романе. . . К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного  в "Беге", готовила описание Ершалаима.  А сам способ перемещения во времени назад-к первому веку истории христианства и вперед-к утопической грезе "покоя" напоминал о сюжетах "Блаженства" и "Ивана Васильевича".  О романе Булгакова исследователями разных стран написанно очень много литературы и еще, наверное, немало будет написанно. Среди трактовавших книгу есть и такие, что склонны были читать ее как зашифрованный политический трактат: в фигуре Воланда пытались угадать Сталина и даже его свиту расписывали по конкретным политическим ролям-в Азазелло, Коровьеве пытались угадать Троцкого, Зиновьева и. т. п.  Трудно представить себе что-либо более плоское, одномерное, далекое от природы искусства, чем такая трактовка булгаковского романа.  Иные истолкователи романа увидели в нем  аппологию дьявола, любование мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия. При этом они досадовали на безрелигиозность автора,  его нетвердость в догматах православия, позволившую ему сочинить сомнительное "Евангелие от Воланда". Другие же , вполне атеистически настроенные,  упрекали писателя в "черной романтике" поражения, капитуляции перед миром зла.  В самом деле,  Булгаков называл себя "мистическим писателем" , но мистика эта не помрачала рассудок и не запугивала читателя. Воланд и его свита совершали в романе небезобидные и часто  мстительные чудеса, как волшебники в доброй сказке: с  ними, в сущности, были шапка-невидимка, ковер-самолет и меч-кладенец, меч карающий.  Одной из главных мишеней очистительной работы Воланда становится самодовольство рассудка, в особенности рассудка атеистического, сметающего с пути зводно с верой в бога всю область загадочного и таинственного. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шутки и перелеты Азазелло,  Коровьева и кота, любуясь мрачным могуществом Воланда, автор посмеивается над уверенностью , что все формы жизни можно расчислить и спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить-стоит только захотеть.  Сохраняя доверие к идее Великой Эволюции, Булгаков сомневается в возможности штурмом обеспечить равномерный и однонаправленный прогресс. Его мистика обнажает трещину в рационализме. Он осмеивает самодавольную кричливость рассудка , уверенного в том , что, освободившись от суеверий, он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Здравомыслящие литературные сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в бога , не верят даже в то, что им способен помешать , поставить подножку его величество случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший , что будет делать вечером на заседании Массолита,  всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая.  Так и Понтий Пилат в "евангельских главах" романа кажется себе и людям человеком могущественным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора не меньше, чем собеседников Воланда  странные речи иностранца на скамейке у Патриарших прудов. Самодовольство римского наместника , его земное право распоряжаться жизнью и смертью других людей впервые поставленно под сомнение. Пилат решает судьбу Иешуа . Но по существу Иешуа -свободен, а он,  Пилат, отныне пленик, заложник собственной совести. И этот двухтысячелетний плен-наказание временному и мнимому могуществу.  В противоположность калейдоскопу мистики  и чудес в главах о современной Москве , сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. В утреннем  и предвечернем освещении очертания людей и предметов точны  и четки, будто смотришь на них сквозь идеально прозрачное стекло.  История Иешуа Га-Ноцари лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика-дьявола. Поошеряемый недоверием собеседников на скамейке , Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать все:это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите , читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа Мастера о смерти Иуды и погребении.  Три точки зрения, а картина одна,  хоть и запечатленная разными повествователями, но именно оттого трехмерная по объему. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.  Один из ярких парадоксов романа заключается в том, что , изрядно набедокурив в Москве , шайка Воланда в то же время возвращала  к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей. Воланд разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам. И если еще его свита предстает в личине мелких бесов, неравнодушных к поджогам,  разрушению и пакостничеству, то сам мессир неизменно сохраняет некоторую величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт, словно он и впрямь послан  в командировку от небесной  канцелярии. В начале книги, дурача Берлиоза, он утверждает, что прибыл в Москву для изучения рукописей Герберта Аврилакского, -ему идет роль ученого,  экспериментатора, мага. А полномочия его велики: он обладает привелегией наказующего деяния, что никак не с руки высшему созерцательному добру. К услугам такого Воланда легче прибегнуть и отчаявшейся в справедливости Маргарите. "Конечно, когда люди совершенно ограбленны, как мы с тобой-делится она с Мастером, -они ищут спасения у потусторонней силы".  Булгаковская Маргарита в зеркально-перевернутом виде  варьирует историю Фауста. Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал люблвь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру. Мысль о пеображении , перевоплощении всегда волновала Булгакова.  На низшей ступени -это преображение внешнее. Но способность к смене облика на другом этаже замысла перерастает в идею внутреннего пеображения.  В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное имя. Только недавно в споре с  сомнительным иностранцем  Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он , в бесплодной погоне за Воландовской шайкой , оказывается на берегу Москва-реки и как бы совершает крещение в ее купели. С бумажной иконкой , приколотой на груди , и в нижнем белье является он в ресторан Массолита, изображенный подобием вавилонского встрепа-с буйством плоти, игрой тщеславия и яростным весельем. В новом облике Иван выглядит сумашедшим, но в дествительности это путь к выздоровлению,  потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает,  что писать скверные антирелигиозные агитики-грех перед истиной и поэзией.  Берлиозу за его неверие в чудеса отрезали голову, а Иван , повредившись головой, потеряв рассудок, как бы обретает его, прозрев духовно. Одно из проявлений душевного выздоровления-отказ от претензии на всезнание и всепонимание. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами  в облике скромного ученого, будто за одно с фамилией изменилось и все его духовное существо. Перевоплощение отметит и фигуру Мастера,  и Маргариты. У Булгакова она уже совсем явно склонна к перевоплощению, миграции души-в духе ли новой антропософии или платоновского переселения душ. Есть в ней отсвет Маргариты Навррской-московской прапрапраправнучкой "Королевы Марго" называет ее Коровьев. Но ведь Маргарите суждено еще обернуться ведьмой и,  совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться на балу у сатаны. Притягивает к себе загадка слов , определивших посмертную судьбу Мастера: "Он не заслужил света, он заслужил покой". Учитель Левия Матвея не хочет взать Мастера "к себе, в свет", и это место романа не зря стало местом преткновения для критики, потому что, по-видимому, именно в нем заключено собственно авторское отношение к вере и к идее бессмертия. Выбирая посмертную судьбу Мастеру , Булгаков выбирал судьбу  себе. За недоступностью для Мастера райского "света" ("не заслужил") , решение его загробных дел порученно Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там, как известно, покоя не жди. О бессмертии, как о долговечной сохранности души, "убегающей тленья", в творении искусства, как о перенесении себя в чью-то душу с возможностью стать ее частицей , думал Булгаков, сочиняя свою главную книгу.  Его волновала и судьба наследования идей-преданным Левием Матвеем или прозревшим Иваном Бездомным. Научный сотрудник института истории и философии Иван Николаевич Понырев как ученик , увы, не более даровит, чем не расстающийся с козьим пергаментом Левий Матвей. Иван Бездомный обретает нравственное сознание как наследный дар русской интелелигенции, к которой принадлежали Чехов и Булгаков. Вместе со своей клетчатой кепкой и ковбойкой он оставляет на берегу Москва-реки былую самоуверенность. Теперь он полон вопросов к себе и миру, готов удивляться и узнавать. "Вы о нем. . .  продолжение напишите", говорит , прощаясь с Иваном, Мастер. Не надо ждать от него духовного подвига, продолжения великого творения. Он сохраняет доброе здравомыслие-и только. И лишь одно видение , посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами:казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата , чтобы Иешуа подтвердил , что казни не было. . . Бесконечно длящаяся мука совести.  Ее никогда не будет знать Мастер,  проживший жизнь скорбную, но достойную человека.
 
Категория: Булгаков М.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 604 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]