Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А.

Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века
21.06.2012, 01:28
Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века.


В 1940 году Михаил Булгаков завершил работу над своим лучшим произведением - романом "Мастер и Маргарита", однако издана книга была лишь через много лет после смерти писателя, в середине 60-х годов. Этот философский, фантастический, и, вместе с тем, бытовой роман сразу стал центром споров как среди критиков, так и среди обычных читателей. Произведение Булгакова сложно и многопланово, оно подразумевает неоднозначное толкование. На страницах книги мы столкнулись с необычными и запоминающимися героями, которым, по моему мнению, роман и обязан своей популярностью.
 Одним из главных действующих лиц этого произведения был профессор  Воланд. Его роль  в композиции Булгакова, в сущности, схожа с ролью Раскольникова или Ивана Карамазова у Ф. М. Достоевского. Возможно, что Воланд - это продолжение разработки такого героя в русской литературе. Подобно тому, как у Достоевского Иван Карамазов раздваивается, и "часть" его представляется в облике сатаны, так и Воланд – дьявол, но половина которого, наоборот, старается помогать людям, творит добро.Как утверждали ещё древние философы, каждый человек есть дитя материального и одновременно идеального миров, он постоянно пребывает в двух сферах Сам М.А.Булгаков в романе тоже  как будто раздваивается, обретая себя то в облике реального Мастера, то фантастического Воланда. Отметим, что многие черты автора присущи самому Воланду. Как и Булгаков, мессир умён, он изящен, ему нельзя отказать в своеобразном чувстве юмора, в чести и достоинстве...
В эпиграфе к "Мастеру и Маргарите" Воланд характеризуется следующими словами Гёте: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".  И, хотя об этом не упоминается в тексте поздних редакций романа, имя Воланда, которое Булгаков использовал в черновых записях, - Теодор, что в переводе с древнегреческого значит "божий дар".  
В изображении Воланда автор использует прием контраста: мессир - воплощение противоречий жизни (при своей главной роли властителя ада). Он по-разному характеризуется в различных ситуациях, предстает в динамике, меняет свой облик. Во время его первой встречи с Берлиозом и Иваном Бездомным. Воланд утверждает, что он находился в Ершалаиме инкогнито. Это вовсе не значит, что мессир был просто невидим (как можно было бы предложить), он именно присутствовал в чьем-то обличье. И в Москву Воланд приехал под видом профессора черной магии - консультанта и артиста, в общем-то, тоже инкогнито. Вряд ли в  Ершалаиме было лицо, непосредственно похожее на московского Воланда: сатана, несомненно, сменил одну маску на другую, при этом атрибутом маскарада дьявола может быть не только одежда, но и, например, голос. Воланд обладает разными голосами: в основном повествовании он говорит "оперным" голосом, но в повествовании о казни Иешуа, где он, по мнению некоторых критиков, выступает в роли Афра! ния, у него, наоборот, высокий голос.
 Каждая незначительная, на первый взгляд, деталь облика Воланда является символом, признаком скрытой его черты. Через серию мелких, но существенных деталей Булгаков передает глубинную основу бытия этого персонажа, и каждая деталь важна для завершенности и целостности образа. Во время разговора с Берлиозом и Бездомным Воланд отрывает портсигар - "громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник"  - символ связи масонов с Сатаной. Масонская тема неожиданно появилась в советской действительности совсем незадолго до начала работы М. А. Булгакова над романом. В конце 1927 года в Ленинграде была раскрыта большая масонская организация. Булгаков, живо интересовавшийся мистицизмом, не мог пройти мимо этих сообщений. Считается, что этот знак указывает на целостность Вселенной, триединство Божества (Отец, Сын и Святой Дух), а также на единство Закона и Совести.
 Сатанинская атрибутика образа Воланда безукоризненно выдерживается Булгаковым на протяжении всего романа. При первой же встрече Воланда с читателем автор обращает наше внимание на то, что этот человек –не простой иностранец. Его разноцветные , никогда не улыбающиеся глаза  ("правый глаз – черный, левый – почему-то зеленый") издавна считаются бесовской принадлежностью.  Мы видим мессира исключительно в костюмах тёмных тонов, будь то серый или бархатно-чёрный.  На сцене он появляется в черной полумаске.
 В свите дьявола имеется и  чёрный кот, которого молва всегда приписывала нечистой силе. Амулет Воланда на Великом балу – тёмный жук-скарабей, священное насекомое Древнего Египта.  Скарабей символизировал добро, рождённое из зла, и считался проводником и хранителем души в царстве мёртвых. Если в начале романа Воланд предстает существом неопределённым, чья паранормальность остаётся под вопросом для читателя, то по мере развития действия он  меняется.  Глаза его становятся "с золотою искрою на дне... как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней".  Лицо Воланда "скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины". Этот портрет как будто бы срисован Булгаковым с известного и таинственного алхимика-учёного графа Калиостро..
 Хотя оснований говорить о каком-то прообразе Воланда у нас немного (сам писатель утверждал, что у его героя нет никаких прототипов), это не останавливает критиков, которые, благодаря совпадению тех или иных факторов, утверждают, что прообразом мессира могли служить Ленин, Сталин и многие другие…
Проделки демонов и сам визит Воланда в Москву преследуют, вполне определенную цель - разоблачение обманов действительности. Ведь мессир прибывает со своеобразной ревизией в страну победившего добра и счастья. И что же он видит? Да то, что люди какими были, такими и остались. Играя, Воланд испытывает людей на жадность (сцена в Варьете), играя, он вершит судьбы людей. Именно  играет Воланд в первых главах романа, когда он спорит с литераторами и рассказывает им историю про Иешуа и Пилата, написанную Мастером. Благодаря игре помощники мессира вскрывают изъяны действительности в их самом существенном плане - нравственном .
 В "Мастере и Маргарите" явственно проступает характерная черта дарования Булгакова - способность создавать символические фигуры. Образ Воланда и его свиты для писателя - лишь символ. В профессоре автор изображает каждую частицу себя, в мыслях и поступках "мессира" легко угадываются желания и стремления самого Булгакова. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи, принесены, конечно же не из потустороннего мира, а извлечены из богатого знания живых наблюдений над жизнью самим Булгаковым.
 Мессир пришел на землю казнить и миловать, и он знает, кого и за что. По мнению писателя, он призван уравновесить силы добра и зла, его цель – установление справедливости. Воланд – отнюдь не традиционный сатана, чей образ широко использовался в негативном качестве. Это первый дьявол в мировой литературе, который наказывает за несоблюдение заповедей Христа.  
"Мастер и Маргарита" - роман не только сатирический и философский, это роман "городской". И он останется в памяти будущих поколений и как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя,  и как один из первых романов, главным героем которого был  необычный дьявол. Дьявол, которого скорей отнесёшь к положительным героям, нежели к отрицательным, дьявол, не только разрушающий, но и созидающий. И для создания такого неординарного персонажа автор должен был приложить всё своё мастерство и талант. Надо сказать, что с этой задачей Булгаков блестяще справился и создал неповторимый шедевр русской и мировой литературы.
 
 
Категория: Булгаков М.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 890 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]