Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Булгаков М.А.

Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
13.11.2009, 20:45
Главам, посвященным Иешуа и Понтию
Пилату, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отводится незначительное
место по сравнению с остальной книгой. Это всего четыре главы,
но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается все остальное
повествование.
  
Рассказ о Пилате и Иешуа стоит, если говорить
о первоначальном восприятии, в стороне от остальных глав. Но на самом деле весь
роман, включая сюда и «древние» главы, — единое гармоничное целое.


Рассказ о встрече Пилата с Иешуа принадлежит перу Мастера, который
появляется в книге не с самого начала, а в тот момент, когда читатель
уже составил мнение о его творении. Мастер создал героев, и все же они живут
независимо от него. Сначала читатель вообще не подозревает о связи между Москвой
тридцатых годов и древним Ершалаимом.

Сразу во второй главе автор,
как в ледяную воду, «бросает» читателя в события почти двухтысячелетней
давности. Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных
человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг «в белом плаще
с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это имя знакомо,
конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот имя Иешуа
-- загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом возникает
еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд к Пилату.
Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с Христом,
как то: факты биографии, родители, возраст. Однако прототип Иешуа
Га-Ноцри не вызывает сомнения.

Для прокуратора поначалу
Га-Ноцри — обычный приговоренный. Странный арестант называет
прокуратора «добрым человеком». Еще никто не позволял себе такого! И Пилат
с каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают
свирепым чудовищем. Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем
невозможно удивить. Далее происходят еще более необычные вещи — заключенный
помогает Пилату справиться с нестерпимой головной болью. Вернее, не помогает,
но предсказывает, что она пройдет, и та действительно происходит. С этого
момента пробуждается интерес Пилата к необычному заключенному.

Иешуа
начинает говорить. В его уста автор вложил свои сокровенные мысли. Ведь роман
«Мастер и Маргарита» провозглашает обычные, но утерянные многими человеческие
ценности — справедливость, нравственность, добродетельность. Иешуа говорит
простые вещи: все люди добры, нужно любить их, доверять им. Говорит и о том,
что человеческая жизнь неподвластна другому человеку.

Иешуа угадал,
что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату лучше
всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность, прокуратор
напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь. Странно, но того
это совсем не пугает: «перерезать волосок» жизни может только тот,
кто его «подвесил». Пилат смеется над этим, но верит ли сам в свой смех? Хотя
чисто по-человечески Иешуа боится боли, боится будущей казни
и просит отпустить его. И все же преимущество прокуратора перед ним иллюзорно,
скорее, узник имеет власть над своим судьей.

Беседа
с Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата. От равнодушия
не осталось и следа, он чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет
спасти его — ведь это в силах прокуратора. Надежда на спасение остается даже
после того, как узнику предъявляют обвинение в оскорблении кесаря. Увы,
заключенный не хочет отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни
разрушить карьеру (которая не приносит ему радости), но более всего из страха
перед императором не может помочь Иешуа. Казнь неизбежна.
 
Но закончен
ли спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам мучается
вынесенным приговором)? Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют слова
о том, что один из главных человеческих пороков — трусость. Прокуратор знает,
что это — правда, и слова были сказаны для него. Сказав это, Иешуа
все же простил Пилата перед смертью, но тот сам себя не может простить.
   

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды,
предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения.
Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной
ошибки не исправить никогда.

Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда
не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору
нет покоя ни днем, ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет
прощен однажды «в ночь на воскресенье», ибо Бог прощает всех. Снова
подтверждается библейская истина: «Раскаянием — очистимся».
  
Спор
Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил
заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста
и незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший
в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят
(только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан
не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок,
идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный
поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только
трусости.

Роман «Мастер и Маргарита», безусловно, является сатирой,
но сатирой совсем особого сорта — нравственно-философской. Булгаков
судит своих героев по счету человеческой нравственности. Для него неизменен
закон справедливости, по которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее
раскаяние — наказанию. В этом истина.
Категория: Булгаков М.А. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 867 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]