Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Шолохов М.А.

Тема Гражданской войны и судеб в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
13.11.2009, 20:42
События гражданской войны в России
вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга,
учили ненавидеть и карать. Когда «года минули, страсти улеглись», начали
появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно,
внушить читателям мысль о том, что гражданская война — трагедия нации.


Шолоховский роман «Тихий Дон» по тональности существенно отличается
от «Донских рассказов», созданных автором «по горячим следам» событий
гражданской войны. Взвешенне здесь оценки, мудрее автор, объективнее
повествование.

Шолохов не случайно начал роман с показа мирной жизни
на Дону задолго до трагических событий: войны и революции. Он как бы стремится
поделиться с нами теми мелкими подробностями быта казачьего хутора Татарского
и станицы Вешенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке,
не превратились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются повседневными делами
«крепкие хозяйства» Пантелей Прокофьевич Мелехов и его будущий сват Мирон
Коршунов, мучается рядом со Степаном Астаховым его жена Аксинья, растет
и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака. Их радости, быт, труд,
мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд
(пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев
с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого
мира, о незыблемости его нравственных устоев и истин.

Автор и герои
«Тихого Дона» отдают не мало душевных сил, чтобы взрастить, взлелеять в себе
это отраднейшее из чувств. Мир так безбрежен, так вечен, так обжит душевно
и сердечно и одновременно всегда непредсказуем, что чувство простора лишь
при душевной пассивности может сузиться, «скомкаться».

И вот с началом
войны 1914 года «всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон». Всего
четыре года оставалось до трагических событий гражданской войны.
Дон еще не «раскололся», но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье
и учатся убивать. Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие
ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные
сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря, что он все равно будет
расстрелян. Шолохова враги советской власти интересуют не только как враги,
но и как люди. Никакой риторики, пышнословия, сплошное умолчание — и такой
сложный узел человеческих отношений! Как будто мгновенный фотоснимок
человеческой души вдруг «проявлен» здесь!

Может быть, самое неизменное
чувство в Григории Мелехове, главном герое «Тихого Дона»,
тот нравственно-психологический голод по первоосновам человеческого
бытия, жажда вновь узнать, «наглотаться» впечатлений от земли, труда на пашне,
на сенокосе.

Гибнут или теряют смысл жизни намного раньше Григория —
и бесславнее его — все те, кто самоуверенно возвещал, что «середки нет»,
что все Россия — лишь два ожесточенных лагеря. Григорий и в самом деле проводит
всю жизнь в чужой ему и «далекой стране» ненависти, смерти, ожесточаясь, впадая
в отчаяние, с отвращением обнаруживал, как весь его талант уходит в опасное
мастерство сотворения смерти. Ему некогда быть «дома», в семье, среди любящих
его людей. Он все время вне трудов поле, на пашне, оторван от детей. Григорий
Мелехов не хочет раздувать гаснущие огоньки былых «маяков», старых верований.


История — это способ бытия человека среди людей. Шолохов, как великий
мастер психологических прозрений, знает, как отвлекают, врачуют
по-своему человека мелкие житейские удачи, как освещают путь
иллюзии. Григорий этих счастливых забвений, мелких «улучшений» судьбы почти
не знает. Он их органически не приемлет. Он хочет дознаться до самого главного
в событиях. Герой этот буквально одержим жаждой понять те силы, что «вступили
в управление жизнью». Власть этих сил страшит.

Все понять,
все вместить — не выпадая из событий, не ища забвения во фразе, веря
в просветляющее и мысль и чувство воздействие событий — хочет Григорий… «Тихий
Дон» — эпопея скитаний прекрасного человека, невостребованной совести,
зря истраченных талантов, — конечно, разрушает тот оптимизм, который в науке —
в начале двадцатого века — называли «оптимизмом гавани».
Категория: Шолохов М.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2089 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]