Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

Люди дна (по пьесе М. Горького «На дне»)
13.11.2009, 20:55
Начало двадцатого века
ознаменовалось огромными изменениями в человеческом сознании, появилось
предчувствие близкой катастрофы (которое впоследствии вполне оправдалось),
в искусстве возникли новые жанры и направления, писателей стали интересовать
не столько социальные проблемы, сколько «вечные».

Новое направление —
символизм — поставило своей задачей передачу неких духовных реалий через
символы. Конечно, пьесу Горького нельзя отнести к этому направлению, но первая
же фраза, описывающая декорации — «Подвал, похожий на пещеру» — переносит
нас в другую действительность. У пьесы как бы два плана — социальный
и философский, символический.

Каковы же эти люди, живущие в этом
подвале? Какова их жизнь? Надеются ли они на что-нибудь?


Подвал, пещера, дно — это обозначения целого мира со своими законами,
с соответствующим наследием, мира, который является отражением «верхней
вселенной». Все обитатели дна откуда-то «упали», все они «бывшие»:
бывший актер, бывший работник телеграфа, бывший скорняк… жизнь бросила
их на самое дно, им больше нечего делать, кроме как пить, петь тюремные песни,
играть в карты. Только один раз в декорациях на протяжении всей пьесы вместо
подвала-пещеры появляется пустырь: «засоренное разным хламом
и заросшее бурьяном место». У большинства персонажей даже нет имен, одни клички
(в списке действующих лиц последними стоят «несколько босяков без имен
и речей») — Пепел, Клещ, Актер, Кривой, Татарин… Утрата имени — утрата личности;
те, кто еще не до конца опустился, помнят свои имена (известно имя Актера —
Константин и даже его сценический псевдоним — Сверчков — Заволжский). Сатин
занимает какую-то промежуточную позицию. Мы не знаем, что значит
это слово — не то фамилия, не то кличка, не то что-то производное
от «сатаны».

Каковы же эти люди, живущие в этом подвале? Какова
их жизнь? Надеются ли они на что-нибудь?

Подвал, пещера,
дно — это обозначения целого мира со своими законами, с соответствующим
наследием, мира, который является отражением «верхней вселенной». Все обитатели
дна откуда-то «упали», все они «бывшие»: бывший актер, бывший
работник телеграфа, бывший скорняк… жизнь бросила их на самое дно, им больше
нечего делать, кроме как пить, петь тюремные песни, играть в карты. Только один
раз в декорациях на протяжении всей пьесы вместо подвала-пещеры
появляется пустырь: «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном место».
У большинства персонажей даже нет имен, одни клички (в списке действующих
лиц последними стоят «несколько босяков без имен и речей») — Пепел, Клещ, Актер,
Кривой, Татарин… Утрата имени — утрата личности; те, кто еще не до конца
опустился, помнят свои имена (известно имя Актера — Константин и даже
его сценический псевдоним — Сверчков — Заволжский). Сатин занимает
какую-то промежуточную позицию. Мы не знаем, что значит это слово —
не то фамилия, не то кличка, не то что-то производное от «сатаны».


Людям дна скучно, жизнь их пуста и бессмысленна, они ищут успокоение
каждый по-своему: актер — в водке, Сатин — в ироническом цинизме,
Настя — в чтении дешевых романов. Внешний мир присутствует только в качестве
многократного упоминания трактира.

Но вот в пьесе появляется Лука.
Он, имеющий имя, а не кличку, обладает и совершенно другим стереотипом
поведения. Там, где «люди дна» грызутся и унижают дрыг друга, Лука ласков
и приветлив, он вноси надежду в царство отчаяния.

А надежды у «людей
дна» действительно нет. Анна смертельно больна, Актер — алкоголик, Сатин —
типичный для раннего Горького, стоящий в одном ряду с Челкашем, Макаром Чудрой,
Данко, Ларой, Буревестником, желающий только свободы. Он является главным
идеологическим противником Луки, равным ему по силе духа и так же трезво
оценивающим ситуацию. Остальные персонажи слишком напоминают действующих
лиц классического фарса: Настя — «героиня-любовница», Пепел —
«благородный разбойник», Медведев — «глупый полицейский», Актер — «спившийся
интеллигент» (чисто русский персонаж). Лука — живое лицо среди масок, он вносит
надежду, оживляет память о внешнем мире , смиренно учит творить добро
и сам стремится помочь каждому, буквально переворачивает души людей и — лжет,
поддерживая явно не реальные фантазии героев. И ложь «во спасение» приводит
к трагическим последствиям: трагедией заканчиваются отношения Наташи и Пепла,
кончает с собой Актер…

Итак, главное содержание пьесы — идеологический
поединок Луки и Сатина. Девиз Луки: «Коли веришь — есть, не веришь — нет.
Во что веришь, то и есть.» Он руководствуется жалостью к людям и имеет твердые
нравственные принципы (Татарин про него говорит: «Старик хорош был — закон
в душе имел»). Сатин же этих принципов не имеет. Для него закон не совесть,
«уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Лука дает человеку
бесплодную надежду, а Сатин хочет примирить его с этим гнусным существованием.
Сам он вполне комфортно чувствует себя в «подвале, похожем не пещеру»,
так как свободен от жалости и любви к людям, от закона в душе. Сатин
не терзается и не вешается, а пьет водку и произносит патетические монологи:
«Надо уважать человека!» в горьковском контексте это звучит как обычное пьяное:
«ты меня уважаешь?»

Итак, с одной стороны — бесплодная надежда, которая
рушится и погребает под своими обломками надеющегося, а с другой стороны —
отчаяние, приводящее одних к смерти, других — к цинизму, к оправданию
безнадежности и даже любви к ней .

Человеку дна не остается выбора.
Не всем же быть «сверхчеловеком», как Сатин, да и не все они способны остаться
независимыми до конца. Единственный выход, по Горькому, это разрушение этого
мира-пещеры, по персонажам (кроме Актера, который разрушил
радикально все) понимание этого не доступно.
Категория: Горький М. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1053 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]