Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

Люди "дна": характеры и судьбы.
04.04.2012, 20:44

Люди "дна": характеры и судьбы.

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно" жизни.
Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди".
Написанная в 1902 году пьеса "На дне" и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: "Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариев", но и некоторую часть интеллигентов, "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы".
Действие пьесы "На дне" происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары.
Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни. Различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
Такая характеристика персонажей дает возможность с необычной точки зрения показать общественный конфликт.
Герои пьесы неоднородны. Некоторые стараются подняться со "дна" жизни, таким является Клещ. Некоторые даже не пытаются совершить этот подвиг, например Бубнов. А Барон до сих пор не может понять, как он оказался в этом подвале. Его пример показывает, насколько неопределенным и зыбким оказывается социальное положение. Он действительно когда-то был барином, но опустился на "дно", как и другие. Барон никак не может привыкнуть к такой жизни и "нет-нет, да вдруг покажет барина из себя".
Бубнов - особый герой в пьесе. Он полностью осознает сложившееся положение: "Сатин ...Кто это бил меня вчера? Бубнов. А тебе не все равно?". В его фразах прослеживается апатичность к происходящему. Его вполне устраивает жизнь, он играет в карты, пьет и ничего уже не заставит его менять этот убогий образ жизни.
Актер - спившийся человек, алкоголик. Когда-то тому, как он читал свое любимое стихотворение, аплодировал весь зал. А теперь: "Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение...". Символично, что у него нет имени. Бунин говорил: "Нет имени - нет человека!". Действительно, Актер ведет такой образ жизни, что его за человека считать сложно.
Васька Пепел - вор. Его отношения с Наташей и Василисой, женой хозяина ночлежки, обуславливают любовный конфликт. Завязка этого конфликта - появление Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису. В ходе развития любовного конфликта мы понимаем, что Наташа обогащает Ваську духовно и возрождает его к новой жизни. Все, что хорошо начинается, очень часто плохо заканчивается. Так получается и в этой любовной истории. Василиса обваривает ноги Наташе, а Пепел убивает хозяина ночлежки.
Один из самых важных персонажей в пьесе - Лука. Внешне он не сильно влияет на ночлежников. Но зато в их сознании происходят значительные изменения. Лука видит в каждом ночлежнике положительные стороны, о которых я писал выше. Он дает им надежду на спасение, подъем со "дна". Под действием его слов Актер перестает пить и начинает копить деньги для того, чтобы отправится в бесплатную лечебницу для алкоголиков. Вор Васька Пепел мечтает уехать с Наташей в Сибирь. Лишь Барон и Бубнов не внимают словам Луки.
Горький в одном интервью в 1903г. так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?".
К концу пьесы все герои сходятся на том, что надежда, которую вселил в их души Лука, является ложной. Но ведь он не обещал поднять их со "дна"! Лука дал им понять, что выход есть. Но ночлежники не смогли подняться сами и поэтому стали обвинять человека, вселившего в них веру - Луку. С уходом Луки Актер теряет веру и надежду - он кончает жизнь самоубийством. Васька действительно попадает в Сибирь, он начинает там новую жизнь в качестве заключенного.
Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить "дно" дает в своих речах Сатин.
Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.
В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве "человека на личную свободу и человеческое достоинство": "Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!".
Ушел Лука, арестовали Пепла, умерла Анна, удавился Актер... Но в целом обстановка в ночлежке не изменилась. Все ведут такой же образ жизни, как и прежде.
Категория: Горький М. | Добавил: alexlat
Просмотров: 4525 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]