Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М. |
"Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ сцены первого акта пьесы М.Горького "На дне".)"
21.06.2012, 22:26 | |
"Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ сцены первого акта пьесы М.Горького "На дне".)" Пьеса «На дне», написанная в 1902 году, показала, что в русскую литерату-ру пришел драматург-новатор. Были необычны и проблематика пьесы, и ее герои – обитатели ночлежки. В ней Горький выступил как создатель нового типа соци-ально-философской драмы. Он умел объективно анализировать окружающую действительность, проникать во все ее противоречия, что необходимо для напи-сания любой пьесы. «На дне» – это пьеса, которая явилась итогом всего увиден-ного, пережитого и созданного ранее. Пьеса «На дне» – обвинительный акт капиталистическому обществу, кото-рое выбрасывает людей на дно жизни, лишая их чести, достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Но и здесь, «на дне», продолжается власть «хозяев жизни», представленных в пьесе зловещими фигурами содержателей ночлежки. Обитатели «дна» - «выломившиеся» из жизни люди, но, в отличие от героев ранних рассказов, Горький показывает их как людей, лишенных чувства протеста. Писатель не знакомит нас с историей жизни своих героев, о ней говорится бегло. Настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Внимание дра-матурга сосредоточено не столько на судьбах отдельных людей и возникающих противоречиях между ними, сколько на течении жизни всех персонажей в целом. Горький не ограничился изображением одной из наиболее характерных со-циально-бытовых сторон русской действительности. Это не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит идеологически конфликт. В ней про-тивопоставляются различные взгляды на человека, правду и ложь в жизни, мни-мый и подлинный гуманизм. В обсуждении этих больших вопросов в той или иной мере принимают уча-стие почти все ночлежники. Для пьесы характерны диалоги и монологи, раскры-вающие социальные, философские и эстетические позиции персонажей. Из обита-телей ночлежки Горький особенно выделяет странника Луку. Беспаспортный бродяга Лука, которого много мяли в жизни, пришел к вы-воду, что человек достоин жалости и щедро одаряет ею ночлежников. Он высту-пает как утешитель, желающий ободрить или же примирить человека с его безра-достным существованием. Перед уходом из ночлежки Лука рассказывает ее обитателям про «правед-ную землю». Есть такая земля, где живут «особые люди», которые друг друга уважают, друг другу помогают, и все у них «славно-хорошо». Один человек, ко-торого знал Лука, свято верил в эту землю. Трудно ему приходилось в жизни, и в особо тяжкие минуты эта вера в «праведную землю» помогала ему не терять при-сутствия духа. «Одна у него радость была – земля эта…» Но однажды столкнула его судьба с одним ученым, у которого было много разных книг, планов и карт. Попросил тот человек показать ему на карте ту зем-лю. Но ученый не нашел такой земли, оказалось, не существовало ее на свете. Разлетелась мечта этого человека, которую он лелеял в своей душе. На самом же деле эта «праведная земля» была ложью от начала до конца, и он это прекрасно знал, но жил этим обманом, потому что он давал ему хоть какую-то надежду, по-могал выжить. Но когда ему сказали в глаза, что его «праведная земля» – ложь, то и жить оказалось незачем. Подобная утешительная ложь лишь на время успокаивает человека, уводя его от тяжелой реальности. И чем больше себя обманывает человек, тем страшнее восприятие действительности. Утешительная ложь во благо человеку, «не всегда правдой душу выле-чишь», – такова философская позиция Луки. Такая позиция неприемлема для Горького, он называет Луку жуликом, обманщиком. Однако эти высказывания не следует воспринимать буквально. Ложь не приносит Луке никаких выгод. сужде-ние о Луке как обманщике связано с горьковским пониманием истинного гума-низма. Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Мнимый гуманизм призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие. Проповедни-ки, подобные Луке, лишь притупляют в человеке чувство протеста против соци-альной несправедливости. Они выступают как примирители с жизнью, в то время как необходимы гуманисты, призывающие к коренной перестройке социального мироустройства. | |
Просмотров: 863 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта