Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М.

Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. Рассуждение о человеке.
21.06.2012, 01:18
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы.  Рассуждение о человеке.

 Своеобразие пьесы Горького "На дне" состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской. Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их существования и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности.
Философское содержание пьесы заключается в трёх главных вопросах, ответ на которые раскрывает замысел автора. В чём состоит истина? Нужно ли человеку сострадание? Что важнее для человека – истина или сострадание? Автор стремится найти такую истину, которая позволет человеку выйти из тупика.
  Обитатели ночлежки самими условиями своей "жизни" обречены на гибель. У них нет будущего. Они живут в голоде, грязи, болезнях, нищете и пьянстве. Угнетающий быт костылёвской ночлежки изображён Горьким как воплощение социального зла. Это не самостоятельные факты, а устойчивая, цельная основа самого дна жизни, изображённого в пьесе. Человек в таком мире одинок : обитатели ночлежки явно враждебны друг другу. Клещ равнодушен к своей больной жене Анне, Барон насмехается и издевается над Настей, Бубнов же своим цинизмом подчёркивает атмосферу разобщённости в ночлежке. Но в то же время постояльцы Костылёва не сборище босяков с самых первых дней своей жизни, а представители всех слоёв общества. Барон – бывший дворянин, Актёр – бывший интеллигент, Бубнов – ремесленник, Клещ - рабочий. Их путь на "дно" индивидуален, но закономерность этого пути одинакова. Раньннему капиталистическому обществу было характерно разделение на "хозяев" и "работников" и такое разделение,по мнению автора, определяет неизбежное падение. Унижения и страдания конкретных людей, их поиски смысла жизни и выхода из тупика перерастают в пьесе  в философское размышление о действительности любого времени.
  Обитатели ночлежки, несмотря на своё положение, не потеряли надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать казалось бы бесцельную жизнь. В труде ищет выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, Анна верит в Бога,  Наташа ждёт героя. Поэтому приход Луки, стал своего рода приходом пророка к людям, которые пока ещё сохранили веру в жизнь. Отдельно от всех стоят образы Бубнова, Барона, Сатина – люди, потерявшие сво. Веру и поэтому не восприимали проповеди Луки.
  Лука – сложный,неоднозначный образ. Он не хуже ночлежников знает всю тяжесть жизни, но при этом сохранил доброту и интрес к людям. Лука принёс в ночлежку то, чего так не хватало : понимание человека и помощь ему сочувствием. Именно поэтому его речи,слова взбудоражили почти всех. Люди получили надежду на спасение, на лучшую жизнь, поверили, что выход существует. Актёр собирается лечиться; Пепел хочет жить с "чистой" жизнью и увести за собой Наташу,спасти её; Анна начинает верить в бесконечность жизни, в загробный мир. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно,что ему предложить, лишь бы предложенное давало силы бороться. Именно в этом смысле в его поддержке нет границы между правдой и ложью. Но раеальная жизнь, опровергает "теорию" Луки. Кончает с собой Актёр, убивает Костылёва Пепел… Доброта Луки оказывается бессильной перед реальными проблемами общества, человеческих отношений. И кажется,прав всё-таки Сатин, с его призывом к доброте для всех, к обществу, поставившему своей целью достоинство человека. Но ведь циник, бездельник и игрок типа Сатина не может быть человеком будущего! Персонаж, которому Горький отдал свои собственные мысли, не может считаться авторским идеалом. Отрицая правду Луки, Горький не смог создать тот идеал, о котором мечтал, он слишком неопределён. Так кому же в первую очередь нести добро – каждому в отдельности или обществу в целом? Что лучше : помочь одному человеку, но конкретно или помогать всем, не помогая никому в отдельности, лечить общество, а не боль отдельного человека? Вот вопросы, которые не потеряли и сейчас свою остроту.

Категория: Горький М. | Добавил: alexlat
Просмотров: 1426 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]