Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Горький М. |
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. Рассуждение о человеке.
21.06.2012, 01:18 | |
Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. Рассуждение о человеке. Своеобразие пьесы Горького "На дне" состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской. Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их существования и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности. Философское содержание пьесы заключается в трёх главных вопросах, ответ на которые раскрывает замысел автора. В чём состоит истина? Нужно ли человеку сострадание? Что важнее для человека – истина или сострадание? Автор стремится найти такую истину, которая позволет человеку выйти из тупика. Обитатели ночлежки самими условиями своей "жизни" обречены на гибель. У них нет будущего. Они живут в голоде, грязи, болезнях, нищете и пьянстве. Угнетающий быт костылёвской ночлежки изображён Горьким как воплощение социального зла. Это не самостоятельные факты, а устойчивая, цельная основа самого дна жизни, изображённого в пьесе. Человек в таком мире одинок : обитатели ночлежки явно враждебны друг другу. Клещ равнодушен к своей больной жене Анне, Барон насмехается и издевается над Настей, Бубнов же своим цинизмом подчёркивает атмосферу разобщённости в ночлежке. Но в то же время постояльцы Костылёва не сборище босяков с самых первых дней своей жизни, а представители всех слоёв общества. Барон – бывший дворянин, Актёр – бывший интеллигент, Бубнов – ремесленник, Клещ - рабочий. Их путь на "дно" индивидуален, но закономерность этого пути одинакова. Раньннему капиталистическому обществу было характерно разделение на "хозяев" и "работников" и такое разделение,по мнению автора, определяет неизбежное падение. Унижения и страдания конкретных людей, их поиски смысла жизни и выхода из тупика перерастают в пьесе в философское размышление о действительности любого времени. Обитатели ночлежки, несмотря на своё положение, не потеряли надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать казалось бы бесцельную жизнь. В труде ищет выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, Анна верит в Бога, Наташа ждёт героя. Поэтому приход Луки, стал своего рода приходом пророка к людям, которые пока ещё сохранили веру в жизнь. Отдельно от всех стоят образы Бубнова, Барона, Сатина – люди, потерявшие сво. Веру и поэтому не восприимали проповеди Луки. Лука – сложный,неоднозначный образ. Он не хуже ночлежников знает всю тяжесть жизни, но при этом сохранил доброту и интрес к людям. Лука принёс в ночлежку то, чего так не хватало : понимание человека и помощь ему сочувствием. Именно поэтому его речи,слова взбудоражили почти всех. Люди получили надежду на спасение, на лучшую жизнь, поверили, что выход существует. Актёр собирается лечиться; Пепел хочет жить с "чистой" жизнью и увести за собой Наташу,спасти её; Анна начинает верить в бесконечность жизни, в загробный мир. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно,что ему предложить, лишь бы предложенное давало силы бороться. Именно в этом смысле в его поддержке нет границы между правдой и ложью. Но раеальная жизнь, опровергает "теорию" Луки. Кончает с собой Актёр, убивает Костылёва Пепел… Доброта Луки оказывается бессильной перед реальными проблемами общества, человеческих отношений. И кажется,прав всё-таки Сатин, с его призывом к доброте для всех, к обществу, поставившему своей целью достоинство человека. Но ведь циник, бездельник и игрок типа Сатина не может быть человеком будущего! Персонаж, которому Горький отдал свои собственные мысли, не может считаться авторским идеалом. Отрицая правду Луки, Горький не смог создать тот идеал, о котором мечтал, он слишком неопределён. Так кому же в первую очередь нести добро – каждому в отдельности или обществу в целом? Что лучше : помочь одному человеку, но конкретно или помогать всем, не помогая никому в отдельности, лечить общество, а не боль отдельного человека? Вот вопросы, которые не потеряли и сейчас свою остроту. | |
Просмотров: 1426 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта