Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Лермонтов М.Ю.

Григорий Печорин — герой своего времени
13.11.2009, 17:51
В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов
отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена
в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить
страну в казарму — все живое, малейшие проявления свободомыслия беспощадно
преследовались и подавлялись. Через два года после появления в печати «Героя
нашего времени» А. И. Герцен писал: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь
ужас, всю трагическую сторону нашего существования?»

«Герой нашего
времени», — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет,
.составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии,
растрате сил на пустые занятия. Автор показал в романе типичного молодого
человека того времени — Печорина. Каков же герой начала XIX века в представлении
Лермонтова?

Его судьба трагична. Григорий Печорин выслан из Петербурга
за некую «историю» (очевидно, за дуэль из-за женщины) на Кавказ,
по дороге с ним приключается еще несколько историй, он разжалован, снова
отправляется на Кавказ, затем некоторое время путешествует и, возвращаясь
из Персии домой, умирает. За все это время он очень много пережил
сам и во многом повлиял на жизнь других людей. За свою жизнь Печорин разрушил
много человеческих судеб — княжны Мери Лиговской, Веры, Бэлы, Грушницкого...
Почему же так получилось?

Ведь Печорина можно назвать весьма
неординарным, умным, волевым человеком. У него широкий кругозор, высокая
образованность, культура. Он быстро и верно судит о людях, о жизни в целом.
Кроме того, его отличает постоянное стремление к действию. Печорин не может
удержаться на одном месте, в окружении одних и тех же людей. Не от этого
ли он не может быть счастлив ни с одной женщиной, даже с той, в которую влюблен?
Через некоторое время его одолевает скука, и он начинает искать
чего-то нового, не думая о тех, с кем был рядом. Печорин пишет
в своем дневнике: «...тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше
действует; от этого гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть
или сойти с ума...»

Героя лермонтовского романа не устраивает такая
судьба, и он действует. Но при этом Печорин тратит свои силы на действия
его недостойные. Он разрушает гнездо «мирных» контрабандистов, похищает Бэлу,
добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницкого...
Мы видим, что Печорин не считается с чувствами других людей, практически
не обращает на них внимания. Можно сказать, что поступки этого человека глубоко
эгоистичны. Тем более эгоистичны, что он себя оправдывает. Объясняясь с Мери,
Печорин рассказывает: «...такова была моя участь с самого детства! Все читали
на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали —
и они родились... я стал скрытен... я стал злопамятен... я сделался завистлив...
я выучился ненавидеть... я начал обманывать... я сделался нравственным
калекой...»

Но мне кажется, что нельзя обвинять только самого Печорина
в том, что он «сделался нравственным калекой». В этом виновато также общество,
в котором нет достойного применения лучшим качествам героя. То самое общество,
которое мешало Онегину и Ленскому, которое ненавидело Чацкого, теперь Печорина.
Так Печорин выучился ненавидеть, лгать, стал скрытен, он "хоронил лучшие свои
чувства в глубине сердца, там они и умерли».

Таким образом, можно
сказать, что типичный молодой человек 30-х годов XIX столетия,
с одной стороны, не лишен ума и талантов, в его душе таятся «силы необъятные»,
а с другой стороны — это эгоист, разбивающий сердца и разрушающий жизни.
Печорин — это и «злой гений» и в то же время жертва общества.

В дневнике
Печорина мы читаем: «...Первое мое удовольствие подчинять моей воле все,
что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха —
не есть ли первый признак и величайшее торжество власти». Его внимание
к женщинам, желание добиться их любви — это потребность его честолюбия, жажда
подчинить своей воле окружающих.

Об этом говорит его любовь к Вере. Ведь
между Печориным и Верой стояла преграда — Вера была замужем, и это привлекало
Печорина, который стремился добиться своего вопреки любым обстоятельствам.


Но любовь Печорина к Вере все-таки больше, чем просто
интрига. Когда он получил ее последнее письмо, то «как безумный, выскочил
на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее». Веру
он не догнал, оставшись в степи без лошади, которая упала под ним. Тогда он упал
на мокрую траву и заплакал, пишет Лермонтов. Вера была единственной женщиной,
которую Печорин любил по-настоящему. В то же время лишь Вера знала
и любила Печорина не вымышленного, а реального, со всеми его достоинствами
и недостатками. «Я бы тебя должна ненавидеть... Ты ничего не дал мне, кроме
страданий», — говорит она Печорину. Но, как мы знаем, такова была участь
большинства людей, с которыми близко сходился Печорин...

В минуту грусти
Печорин рассуждает: «Зачем я жил, для какой цели я родился? А, верно,
она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому, что я чувствую
в душе моей силы необъятные. Но я не угадал своего назначения, я увлекся
приманками страстей пустых и неблагородных». И в самом деле, было ли у Печорина
«назначение высокое»?

Я думаю, что, родись этот человек в другое время,
он смог бы реализовать свои таланты на пользу себе и окружающим. Не случайно
он занимает одно из центральных мест в галерее литературных образов «лишних»
людей. С другой стороны, Печорин — это герой своего времени, потому
что в трагедии его жизни отразилась трагедия целого поколения молодых
талантливых людей, не нашедших себе достойного применения.
Категория: Лермонтов М.Ю. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 1552 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]