Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Гоголь Н. В.

Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
13.11.2009, 18:51
 По замыслу Н. В. Гоголя, темой
поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома
«Мертвых душ» писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу
первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной
ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа
и его закабалителями.

Действительно, «Мертвые души» можно назвать
энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени: состояния
помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства,
их взаимоотношений с народом, судеб народа и родины. «...Какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем», — писал
Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет
определил своеобразную композицию.

Прежде всего, построение поэмы
отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой
сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть
«миллион». Это энергичный делец, ищущий выгодные связи, вступающий
в многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность
во всех ее гранях, запечатлеть социально-экономические,
семейно-бытовые, морально-правовые
и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.


В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику
провинциального губернского города и знакомит читателей с основными действующими
лицами поэмы.
 
Следующие пять глав посвящены изображению помещиков
в их собственной семейно-бытовой жизни в своих усадьбах. Гоголь
мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность
от общественной жизни (Коробочка даже слыхом не слыхивала о Собакевиче
и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу:
внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и внутреннее убранство,
характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь
рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину
крепостнического общества.

Сатирическая направленность поэмы проявляется
в самой последовательности представления помещиков, начиная с Манилова
и завершая Плюшкиным, который уже «обратился в прореху на человечестве». Гоголь
показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение
крепостника-корыстолюбца.

Но наиболее ярко реалистическая
манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских
помещиков. Гоголь выдвигает на первый план морально-психологическую
сущность героя, его отрицательные черты и типические признаки: как, например,
прекраснодушную мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглое
вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и человеконенавистничество
у Собакевича и пр.
 
Широта обобщения образов органически сочетается
с их явно обозначенной индивидуальностью, жизненной осязаемостью, которая
достигается путем преувеличенной конкретизации их типических особенностей,
резкой обрисовки моральных черт и их индивидуализации приемами заострения
и подкрепляется обрисовкой внешности действующих лиц.
 
За портретами
помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение
жизни губернского чиновничества, представляющего собой
социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь
избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает
собирательный образ провинциального бюрократа.
  
В процессе
изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается
образ главного героя повествования — Чичикова. Лишь в заключительной,
одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно
разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника,
цивилизованного подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее
изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий
новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное
явление — капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии,
в столкновениях с множеством самых различных препятствий, возникающих
на его пути. Замечательно, что все другие персонажи «Мертвых душ» предстают
перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития
и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет
Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характеров
подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует
концентрации внимания на особенностях их характеров.
 
Через всю поэму
Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно
проводит еще одну — связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель
все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым
народом и правящими сословиями.
 
На протяжении всей поэмы утверждение
народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением
автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны
по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений. Так,
в 5-й главе Гоголь славит «живой и бойкий русский ум»,
его необыкновенную способность к словесной выразительности.
В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю
сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чувства.
В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их «уделах».
В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа.
Последняя, 11-я, глава завершается восторженным гимном Родине,
ее прекрасному будущему.
 
Как видно, от главы к главе темы лирических
отступлений приобретают все большую социальную значимость, а трудовой народ
предстает перед читателем в неуклонно повышающейся прогрессии его достоинств
(упоминания об умерших и беглых мужиках Собакевича и Плюшкина).
 
Таким
образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся
напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия
сообщает «Мертвым душам» исключительную занимательность.

В композиции
поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги,
с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед,
горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению
эмоциональности и динамичности всей поэмы.
 
Изумительное искусство
Гоголя в компоновке сюжета сказалось в том, что множество самых различных
вводных эпизодов и авторских отступлений, вызванных стремлением шире и глубже
воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению определенных
идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о «страсти
русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше»,
о «господах большой руки и господах средней руки», о широкой типичности образов
Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный
фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь
так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности
эта «опасная» тема прозвучала во включенной в композицию поэмы «Повести
о капитане Копейкине», рассказанной губернским почтмейстером. По своему
внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом
в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Она давала автору
возможность включить в поэму тему героического 1812 года и тем самым еще резче
оттенить бессердечие и произвол верховной власти, трусость и ничтожество
губернской знати. «Повесть о капитане Копейкине» на короткое время отвлекает
читателя от затхлого мира Плюшкиных и чиновников губернского города,
но эта смена впечатлений создает определенный художественный эффект и помогает
отчетливее понять замысел произведения, его сатирическую направленность.
  

Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого
лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью
внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси.
Все вышесказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается
высокой степенью художественного мастерства.
 
Категория: Гоголь Н. В. | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 920 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]