Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Сопоставительное сочинения

«Пророк» М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина
13.11.2009, 21:45
Сравнивать и оценивать
литературные произведения очень неблагодарное дело, не нам дано судить
о великом, и где те весы, на которых можно взвесить талант, определить
его первенство, главенство, старшинство. В данной работе делается попытка
не эстетической оценки двух стихотворений великих поэтов, а их разного видения
мира.
  
Казалось бы, задана одна тема: «Пророк»,
а как по-разному она решена у Александра Сергеевича Пушкина
и Михаила Юрьевича Лермонтова! В стихотворении А. С. Пушкина пророк — посланец
Бога. Всевышний открыл глаза и уши поэту, сделав его «наместником» Бога
на земле. Благодаря дарованному таланту, с него и много спрашивается.
В стихотворении явно прослеживается что поэт, наделенный талантом, не может
молчать, он жил во имя людей, принося им пользу, ибо он «посредник» между Богом
и людьми. Он платит своей жизнью за искру таланта.

И Бога глас
ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею
моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Пушкин
ничуть не преувеличивает своей роли на земле, в обществе людей. Он рано понял
эту высокую миссию и гордо выполнял долг, неся людям слова добра и правды.


Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова полно скорби и отчаяния.
Кажется, слезы душат поэта, когда он окидывает взором окружающие его просторы.
Не красоту и гармонию видит он, а горе и несправедливость.

С тех пор,
как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я 

Страницы злобы и порока.

Поэт видит тщетность попытки образумить,
научить людей чему-то прекрасному, справедливому, гуманному.
Они воинственны, их гнев направлен против того, кто жаждет им помочь, готов
положить на это свою жизнь.

Провозглашать я стал любви
И правды
чистые ученья:
В меня все ближние мои 
Бросали бешено каменья.

В
стихотворении «Пророк» А. С. Пушкина дана картина сурового и страшного
перерождения человека во всевидящего и всезнающего пророка, он терпит муки,
но зато ему открывается высшая истина, которую он понесет людям. У Лермонтова —
полнейший разлад с теми, кому он дарит свет правды. Его пророк — трагическая
фигура, он терпит муки и одиночество ради тех, кто не желает и слышать его.
Толпа воинственна, ей не нужен «герой», открывающий правду, она предпочитает
жить в «невежестве», отдавая преимущество спокойствию, а не горению. Ее сытость
сродни свиному хлеву. Окружающие отвергают саму возможность слушать
поэта-пророка, боятся истины, освобождения от любых пут, будь
то неведение, рабство или ложь. Старцы пугают им своих внуков:

Смотрите:
вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить
нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как
он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают
все его!

Эти два стихотворения — пример тому, как гениально отражается
время в творениях художников и насколько различны могут быть пути решения одних
и тех же вопросов в творчестве больших поэтов, разделенных важным историческим
рубежом: восстанием декабристов, положившим начало смелому, пусть
и безрассудному, решению главной русской проблемы — уничтожению абсолютизма
в России. Это два взгляда на назначение поэта и поэзии в разные периоды истории
России.
Категория: Сопоставительное сочинения | Добавил: alexlat | Теги: კჯჰ, Сочинения по русской литературе
Просмотров: 2841 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]