Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Сопоставительное сочинения

Значение главных и второстепенных деталей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
21.06.2012, 00:50
Значение главных и второстепенных деталей в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».


Прежде всего стоит заострит внимание на том , по какому принципу детали в данной работе разделены на главные и второстепенные : те , которые являются как бы обобщающими и касаются , скорее, идеи в целом , следует , как мне кажется к первому разряду, а более частные , конкретные моменты - ко второму.
Если попробовать разделить оба произведения на основные части , то схемы получатся примерно одинаковые : события , подвигнувшие совершить задуманное - непосредственно само убийство - расплата за содеянное (наказание).
Рассматривая те обстоятельства , которые подтолкнули героев на поступок, тоже невозможно не обнаружить некоторого сходства. И Раскольников , и Германн случайно слышали разговор о своих будущих жертвах, и никто , кроме них самих , не воспринял сказанного всерьез. И тому , и другому приснился сон , который оказал большое влияние на героев. Оба бессмысленно блуждали по улицам Петербурга, и случайно оказывались у дома своих будущих жертв. И для Раскольникова , и для Германна решающим оказалось мгновение , когда один случайно услышал разговор о том , что Лизаветы Ивановны - сестры старухи - процентщицы - в намеченное им время для убийства не будет дома, а другой , опять же случайно , увидел в окне «черноволосую головку» Лизаветы Ивановны - воспитанницы «старой графини».
В текстах обоих произведений есть конкретные указания на этот счет : «... могла... эта встреча произвести самое окончательное и самое решительное действие на всю судьбу его? Точно тут нарочно поджидала его»( Достоевский «Преступление и наказание» ), «Эта минута решила его участь» ( Пушкин «Пиковая дама» ).
Совпадение имен героинь - это тоже сходная деталь : обе впоследствии явились невинными жертвами героев и , в какой -то степени, жертвами тех «случайных» обстоятельств , которые повлияли на «случайную встречу». Сам случай в обоих произведениях играет немаловажную роль и является далеко не случайным : и в романе «Преступление и наказание» , и в повести «Пиковая дама» «случайности» выстраиваются в ряд закономерностей , которые , в конечном итоге , приводят героев к преступлению.
Но можно ли назвать Раскольникова и Германна преступниками? То , что они оба переступили через закон - это очевидно, но имели ли они право .
В романе Достоевского сам автор и пытается разрешить данную проблему и , в конечном итоге , делает это не в пользу героя, который, сумев - таки переступить , не выдерживает наказания : он раскаивается , чему во многом способствует Соня, и только тогда у него появляется надежда на будущее счастье. А Германн , так и не признавший себя преступником и не раскаявшийся , не выдерживает наказания , явившегося к нему в образе «пиковой дамы» , и сходит с ума , навсегда теряя надежду на будущее счастье. Таким образом, оба автора признают своих героев преступниками , хотя бы отчасти.
Каждый из героев , собираясь совершить задуманное , преследовал определенную цель, которая превратилась для обоих в своеобразную болезнь , не дававшую покоя. Раскольников пытался доказать сам себе , что «он не тварь дрожащая», а «право имеет» - Германн планировал за счет тайны «о трех картах» приумножить свое состояние.
Но идеи обоих героев эгоистичны: герой Достоевского пытался «прикрыться» гуманистической мыслью о «сотнях, тысячах счастливых людей», хотя впоследствии сам признался Соне в том , что убил только ради самого себя , чтобы доказать , что он способен переступить . Пушкинский герой тоже  разговоре с графиней пытается найти оправдание своему поступку , говорит , что только он может верно распорядиться деньгами , но затем ему даже не становится жаль умершей по его вине старухи , он лишь мучается при мысли о потерянной тайне .
Конечно , говоря о самих убийствах, нельзя не упомянуть о жертвах , имеющих также много сходного. Обе стары, т.е. отжили свое, и бесполезны : «... глупая , бессмысленная, ничтожная , злая, больная старушонка, никому не нужная и , напротив, всем вредная...»( Достоевский ), «... она...таскалась на балы, где сидела ... как уродливое украшение бальной залы...»( Пушкин ). Но , тем не менее, это обстоятельство не только не оправдывает вины героев , а наоборот , лишний раз доказывает ее. Смерть графини и процентщицы на самом деле не произвела никакого впечатления на окружающих , но заставила мучаться Германна и Раскольников, вопреки ожиданиям последних. Человеческая жизнь в данных произведениях ценится  авторами превыше всего. Сонечка , явившаяся в роли духовной спасительницы Раскольникова, говорит ему об этом : «Это человек-то вошь».
Что касается непосредственно преступлений, то и здесь обнаруживается некоторая перекличка деталей. Лизавета «...чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку... как бы отстраняя удар», и графиня «...подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела ...», причем оба эти убийства не были запланированы. Сестра старухи - процентщицы явилась невинной жертвой так же, как и старая графиня.
Помимо этого и Раскольников , и «сын обрусевшего немца» были уверены , что идут не на преступление : герой Достоевского считал свое дело «новым шагом», а Германнн вообще не собирался убивать.
В итоге же получилось , что и тот, и другой совершили именно преступления, за которые обоим пришлось расплатиться.
Так же в обоих произведениях , в эпизодах убийства, появляются такие детали , как «свет» и «темнота», выполняющие различные , более того, противоположные функции в структуре произведения . Раскольников избегает темноты и лишь при свете совершает преступление , а Германн при свете прячется, убивая графиню только тогда , когда «комната осветилась только одною лампадой».
То же самое наблюдается и в отношении еще одной детали , касающейся этого фрагмента произведений - «лестницы». В обоих случаях она ведет вверх , но для героя Достоевского это путь к преступлению , а для героя Пушкина - от убийства , в комнату Лизаветы Ивановны. О ней мы уже упоминали , сравнивая с сестрой процентщицы, но , как мне кажется, девушка еще выполняет и роль Сони отчасти, она могла бы стать «спасительницей» для Германна, потому что графиня , явившись к нему после смерти , сама сказала: «Прощаю тебе мою смерть, с тем , чтоб ты женился на моей воспитаннице...».
В «Преступлении и наказании» и в «Пиковой даме» «желтый» цвет связан с убийством , особенно значимость его проявляется в описании вещей , связанных со старухами : «...небольшая комната ... с желтыми обоями...», «...мебель из желтого дерева», «картинки в желтых рамках»( Достоевский ), «...желтое платье...», «графиня сидела вся желтая» ( Пушкин).
Число «три» имеет немаловажное значение в структуре обоих произведений . Три раза приходит Раскольников в квартиру старухи - процентщицы, три раза встречается с Порфирием Петровичем, три раза приходит к Соне домой, Германн , имея «три свои верные карты», стремится узнать о них наверняка в третий свой приход к Чаплицкому ( именно тогда ему выпадает пиковая дама).
«Болезнь» - это тоже сходная деталь, но если Раскольников постепенно выходит из этого состояния, то Германн , наоборот, впадает в него. Причем число «три» отчасти этому способствует : Родиона приводит к раскаянию, а «сына обрусевшего немца» сводит с ума.
Совершая преступления герои надеялись что-то изменить, но это им не удалось. В «Преступлении и наказании» об этом свидетельствует наречие «опять», которое часто повторяется во второй части , где описываются первые несколько дней после убийства.В «Пиковой даме» есть даже фраза-указание, подтверждающая наше предположение : «Чекалинский снова стасовал карты : игра снова пошла своим чередом».
Но , несмотря на многочисленные совпадения некоторых моментов рассмотренных нами произведений , нельзя говорить об их похожести. Они были созданы в различные эпохи , когда основные идеи времени отличались друг от друга. К тому же , как мне кажется , Пушкин пытался разрешить проблему влияния сильного соблазна на человека и последствий этого явления , то Достоевский рассмотрел проблему более глобальную : имеет ли право человек переступить закон и ,прежде всего, закон нравственный. Но самое главное , что волнует автора, это то , чем продиктован тот или иной поступок ищущей личности и может ли он остаться совсем безнаказанным, может ли даже сильная личность жить с таким грузом на душе? И великий писатель считает , что нет , приводя Раскольников к раскаянию.             

Категория: Сопоставительное сочинения | Добавил: alexlat
Просмотров: 2513 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]