Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Блок А.А.

Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
13.11.2009, 20:35
Известно, что А. Блок принадлежал к такому направлению
в русской поэзии, как символизм, а точнее, младосимволизм. Поэтому стихи поэта
столь насыщены символами, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу.
По определению, символ — это один из способов скрытого сравнения. В отличие
от других, подобных, художественных средств — аллегорий, метафор, гипербол, —
символы многозначны. Рассмотрим своеобразие блоковской символики на примере
поэмы «Двенадцать».
  
После революции 1917 года А. Блок, находясь
под впечатлением только что произошедшего, пишет статью «Интеллигенция
и революция», поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы», в которых выражает
свое представление об эпохальных событиях (1918 год).

Поэма «Двенадцать»
стала своеобразной песней революции, хотя авторскую позицию нельзя определить
однозначно. Революция в поэме — это могучий порыв ветра, мировой пожар,
в котором гибнет «страшный мир». Вьюга, ветер, пурга — все создает тревожную
обстановку:
  
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
  

Революция, по мысли поэта, сотрясает всю Европу, весь мир. Но не каждый
человек способен выдержать радикальные изменения, хаос этого времени:


Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!

Многие даже
не понимают смысла происходящего. Образы старого мира, введенные А. Блоком,
не случайны: поп с крестом «на брюхе», буржуй, упрятавший нос в воротник,
старушка, дама в каракуле не устоят на «льду» революции. Далеко не для всех идея
революции представлялась оправданной и светлой. А отношение к попу в толпе
показывает, как рушатся прежние устои, традиции старой Руси. Нет прежней
набожности и уважения к церкви. Беспредел и вседозволенность царят всюду.
 

Бушуют революционные бури, старый мир сопротивляется, не отпускает людей.
И на этом фоне появляются двенадцать красноармейцев, идущих в новый мир.


Вообще, двенадцать — ключевое слово поэмы, и множество ассоциаций можно
связать именно с ним. Двенадцать часов — полночь, двенадцать месяцев — конец
года. Возникает впечатление о «пограничном» числе. Так, конец старого дня,
а также начало нового — это всегда преодоление некоего рубежа, шаг в неизвестное
будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира.
  
Другая
числовая ассоциация — это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают
и имена двух из них — Андрюхи и Петрухи. А чуть раньше:

Эх,
эх, без креста...

Но это, скорее, антиапостолы — с винтовками вместо
креста, уголовники, убийцы: «На спину б надо бубновый туз». Однако в конце поэмы
их шествие неожиданно возглавляет, правда, невидимо для них, Иисус Христос
с «кровавым» флагом. И так идут эти «грешные апостолы» — из прошлого, пройдя
через настоящее, через хаос и кровь, к светлому будущему. Им ничего не жаль,
они не чужды воровства, убийства.
  
...И идут без имени святого
Все
двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...

А если
кто-то будет жалеть и поддаваться чувствам (эпизод с Катькой), то: 


Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар
в крови,
Господи, благослови!

И пес к ним не зря пристал. Пес —
символ старого мира, который идет по пятам. Его прогоняют красноармейцы: «Уйди,
штыком пощекочу...», -а он не отстает. Не так-то просто избавиться
от наследия прошлого, надо трудный путь пройти, кровавый. Среди всей этой
разрухи идут двенадцать красноармейцев — олицетворение новой жизни.
Им приходится переступать через кровь, через насилие, перебарывать себя.
Но они упорно идут вперед, отгоняя призраки старой жизни, «страшного мира».
А впереди поэт показывает образ будущего, к которому придут люди, невзирая
на трудности: «И от пули невредим, и за бурей невидим, ...в белом венчике
из роз впереди — Исус Христос».
Категория: Блок А.А. | Добавил: alexlat
Просмотров: 621 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]