Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Островский А. Н.

Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского "Гроза"
21.06.2012, 01:40
Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского "Гроза".

Драма "Гроза" была написана в 1859 году, в пору общественного подьема, накануне крестьянской реформы.Она поразила современников не только теми актуальными проблемами, которые были в ней поставлены, но и "поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины", пьеса была воспринята "как обличие купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране". Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба главной героини пьесы, Катерины Кабановой, действительно драматична, даже трагична. Она покончила собой не желая принимать те нормы морали, на которых строилось "тёмное царство".А был ли у неё другой выход? Первый путь, самый желанный для Катерины,-уехать с Борисом. Но он оказался невозможным, т.к. Борис в самый ответственный момент (в момент прощания с Катериной) просто-напросто отказывается от своей возлюбленной, предлагая смириться с судьбой. Таким образом, он показывает свою слабость, неумение любить. Он не достоин любви этой женщины.
Катерина полюбила Бориса, по меткому выражению Добролюбова, "на безлюдье", думая, что он отличается от представителей "тёмного царства". Но он слишком слаб, чтобы сопротивляться, поэтому он и предаёт свою любовь.
 Была У катерины и возможность остаться в семье Кабанихи и жить с Тихоном. Из текста пьесы мы узнаём, что Тихон уже простил Катерину, но это не помогло. С Борисом Катерина испытала настоящее чувство, она поняла, что такое любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. Именно тогда, когда она любила, Катерина и была свободной. А разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, с мужем, который даже не способен защитить свою жену? Конечно же нет! Полюбив Бориса, Катерина не могла уже полюбить никого другого. Её цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не может:"Мне что домой, что в могилу-всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех! Таким образом, единственным выходом из создавшейся ситуации оказывается самоубийство. Этот выход вовсе не слабость, а сила её характера. Известно, что самоубийство в православии-величайший грех. Самоубийц хоронили за церковной оградой и не отпевали их. Молиться за самоубийц тоже считалось грехом. Но даже это не испугало набожную Катерину. "Молиться не будут? Ктолюбит, тот будет молиться". Действительно, такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда-смерть.
 Критик-демократ Н.А.Добролюбов назвал Катерину Кабанову "лучом света в тёмном царстве". Я готов согласиться с этой образной оценкой. Безусловно, Катерина-"луч света в тёмном царстве", но с её смртью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозовых туч- мира Диких и Кабаних. Смерть Катерины служит немым упрёком как Борису, "слепо покоряющемуся воле Дикого", так и Тихону, "безвольной жертве страха перед матерью".
Гибель Катерины заставляет внутренне встрепетнуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать:"Вы её погубили!Вы!Вы!"  Эта, хоть и не прочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму.

Категория: Островский А. Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 2078 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]