Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Островский А. Н.

Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
13.11.2009, 20:21
А. Н. Островский являлся
преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих
произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные
для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис
и возникшие в связи с этим противоречия в обществе. Одно из ярчайших
произведений Островского — трагедия «Гроза», в которой автор поднял проблему
существования свободной личности в условиях патриархального домостроевского
общества.

Драматические произведения всегда строятся на конфликте,
и в такой самобытной, многогранной пьесе, как «Гроза», характер поднимаемой
проблемы, обилие действующих лиц и сложность системы образов обусловливает
наличие нескольких конфликтов. В трагедии описывается быт провинциального
поволжского городка Калинова, живущего по не лучшим положениям «Домостроя».
Калиновское общество устарело и переживает кризис, ломку, вследствие чего само
по себе конфликтно: старшее поколение (Дикой, Кабаниха) поучает младшее (Бориса,
Тихона, Варвару, Катерину). Причем делает это в настолько явной, неприкрытой
форме, что весь город знает об отношениях в их семьях, хотя, например, Кабанова
предпочитает тиранить ближних не на людях, а дома (как говорит Кудряш: «Ну,
да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот (Дикой) как с цепи
сорвался!»). Конфликт «отцов и детей» — не единственный: разногласия возникают
как между представителями старшего поколения (разговор Дикого и Кабанихи,
действие третье, явление второе), так и в среде молодежи — например, Варвару
раздражает забитость и покорность Тихона («Скучно мне глядеть-то
на тебя», — говорит она). Эти мелкие противоречия поддерживают общество
в состоянии напряженности и раздражения; конфликты в калиновском мире в принципе
статичны и не имеют столь ярко выраженного развития, как главный конфликт
трагедии — конфликт главной героини, Катерины, и калиновского общества.


Завязкой этого конфликта можно считать свадьбу Катерины и ее переезд
в дом Кабановых. Из привычной среды всеобщей любви, гармонии, религиозности
главная героиня попадает в атмосферу лживости, обмана, тирании. Катерина
не похожа ни на одного из членов этого общества: ее душевная прямота
и безыскусность противопоставлены грубовато-простой изворотливости
Варвары, широта, страстность натуры — слабости и покорности Тихона; чуткость,
тонкость, живость восприятия окружающего мира — тупому догматизму Кабанихи.
Не привыкшая быть в чем-то ограниченной, Катерина жаждет внутренней
свободы, но свобода здесь выступает не как осознанная необходимость,
а как стихийная, неподвластная разуму жажда независимости, возможности дать
выход своей страстности, и Катерина находит выход своим чувствам в любви
к Борису. В душе главной героини возникает конфликт чувства и долга: с одной
стороны, любовь захватывает ее полностью и требует духовной пищи для развития;
с другой стороны, Катерине, с детства впитавшей основы христианского учения,
странно даже подумать о возможности изменить мужу.

По сути, внутренний конфликт является следствием общественного: противоречия в душе Катерины вызваны
несоответствием ее нравственных запросов неспособности окружающего мира
их удовлетворить. Резкий толчок развитию внутреннего конфликта дает отъезд
Тихона: Катерина чувствует, что отсутствие мужа может послужить поводом
к измене, она боится своей слабости и просит мужа остаться. В разговоре
с Варварой она так описывает свое состояние: «Точно я стою над пропастью, и меня
кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Но Тихон уезжает,
и калиновский мир с новой силой начинает втягивать Катерину в пучину
лжи и обмана. Варвара передает ей ключ — символ греха, и Катерина уже чувствует
себя вовлеченной в этот грязный мир, но не находит силы из него выбраться.
Десять дней гуляний с Борисом пролетают, и вернувшийся Тихон застает жену
изменившейся: «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется
по дому, словно чего ищет». Катерину мучает совесть: внешне приняв законы
калиновского общества, изменив мужу, солгав ему и свекрови, она внутренне
не изменилась, сохранив в душе моральные устои, чувство собственного
достоинства. Кульминацией и внутреннего, и общественного конфликта является
сцена в саду, когда Катерина прилюдно признается в измене, не в силах больше
сдерживаться, готовая на что угодно. Сцена сопровождается грозой, природной
стихией, предвестницей трагедии, но вместе с тем несущей очищение, избавление
от душевного груза. Однако чистосердечное признание и раскаяние в глазах
калиновцев не служат смягчающими вину факторами, и Кабаниха с новым усердием
принимается тиранить не только Катерину, но и Тихона (за неправильное обращение
с женой). Невозможность остаться в этом мире, полном непонимания и жестокости,
страшные угрызения совести, отъезд любимого толкают Катерину на страшный шаг,
и развязкой обоих конфликтов явилось самоубийство главной героини. Финал можно
трактовать по-разному: Н. А. Добролюбов, назвавший Катерину «лучом
света в темном царстве», видел в ее смерти отрицание домостроевских законов
калиновского общества, душащих любые проявления искреннего чувства. С другой
стороны, самоубийство — всегда высшая форма эгоизма, ведь по религиозным нормам
искупить грех можно только через длительное страдание, молитвы, смирение. Тогда
Катерина должна была остаться в доме Кабановых, покорно принимать все колкости
и оскорбления. Но если принять во внимание глубокую душевную трагедию героини,
если попытаться войти в ее положение, то становится ясным, что другого выхода
жестокое общество города Калинова ей не оставило и самоубийство — закономерная
развязка мучивших Катерину душевных противоречий, внутреннего конфликта, а также
и социального — невозможности сосуществования жаждущей свободы личности
и глухого патриархального домостроевского общества.

Вклад А. Н. Островского в русскую драматургию неоценим: следуя традициям реализма,
он не только создал ряд ярких, колоритных образов, не только запечатлел
характерные картины, но и исследовал психологические истоки конфликтов в русском
обществе середины XIX века, а также явился новатором в сценическом решении
пьесы: раздвинул рамки действия (в «Грозе» — сад, овраг, улица, площадь
и т. д.), широко использовал пейзаж и массовые сцены. Величайшие творения
Островского, самобытные и новаторские, входят в сокровищницу не только русской,
но и мировой литературы.
Категория: Островский А. Н. | Добавил: alexlat
Просмотров: 749 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]