Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Платонов А. П. |
Рецензия на рассказ А. Платонова «Песчаная учительница».
21.06.2012, 00:39 | |
Рецензия на рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Читая рассказы Андрея Платонова, нельзя не оценить простоту и ясность изображаемой жизни: даже в заглавиях рассказов видна ее обыкновенность и естественность ( «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Июльская гроза», «Цветок на земле»).Удивительный, «чистый» язык рассказов А. Платонова позволяет читателю погрузиться в мир странных , но необыкновенных людей . Такой ( странной и необыкновенной) можно считать героиню рассказа «Песчаная учительница», Марию Нарышкину. На первый взгляд, все просто в ее судьбе : детство в песчаных степях прикаспийского края,педагогические курсы в Астрахани, забытое богом Хошутово. Но уже первые строки рассказа заставляют сосредоточиться читателя и увидеть в обыкновенной судьбе почти мистическое присутствие силы. Эта сила проявляется в героине внешне : «Это был молодой , здоровый человек, похожий на юношу, с сильными мускулами и твердыми ногами». Но и внутренняя энергия молодости , жажды жизни, путешествий есть в ней изначально : «...в восторженном исступлении читала географические книжки отца,пустыня была ее родиной , а география - поэзией...Прошло четыре года - самых неописуемых в жизни человека, когда лопаются почки в молодой груди и распускается женственность, крепнет сознание и рождается идея жизни...». Она , Мария Никифоровна, готова к великим открытиям , путешествиям , готова преобразить жизнь («В их годы человек шумит внутри и внешний мир сильно искажается, потому что на него глядят блестящими глазами»), но «...Марию Никифоровну назначили учительницей в дальний район - село Хошутово, на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». В мире песков, людей, смирившихся со своей жалкой участью, Мария Никифоровна ощущает тоску - «готовность к открытиям» заменяется скукой, даже прекрасный мир, на который она смотрела «блестящими глазами» тоже преобразуется : «Солнце исходило зноем с высоты жуткого неба, и раскаленные барханы издали казались пылающими кострами, среди которых саваном белела корка солнца». Искажение мира перестает существовать , и страшная , неприглядная правда жизни открывается перед учительницей : «Ребятам не во что было ни одеться , ни обуться...Хлеб в селе подходил к концу...К новому году из двадцати учеников двое умерли, и их закопали в песчаные зыбкие могилы...». Кажется , что финал в подобной ситуации должен быть предрешен: пески сильнее, они одержат победу над людьми . Платонов будто бы готовит своего читателя к печальному завершению: «Крепкая, веселая , мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать...» Именно момент расставания с иллюзиями оказывается и моментом открытия : Мария Никифоровна Нарышкина становится песчаной учительницей. То, что когда-то навевало тоску, - стало предметом для рассмотрения, а главное,поводом для борьбы. Ненавистные пески заставили быть сильной, и снова «...жить стали спокойнее и сытнее, а пустыня по малости зеленела и становилась приветливее...Мария Никифоровна пополнела, несмотря на заботы, и еще больше заневестилась лицом». И вновь в такой ситуации читатель ожидает ( на этот раз удачного) финала. Но испытания не закончились. Мария Никифоровна научилась жить по-новому : она знала , как бороться с тоской, как вернуть людям радость жизни, но... она не знала , как преодолеть силу и правоту другого человека. Беда приходит в Хошутово, у нее есть имя - «кочевники», и даже предчувствие несчастья меняет жизнь: «Степь давно умерла - птицы улетели, черепахи спрятались в норы, мелкие животные ушли на север к естественным водоемам...». Песчаная учительница снова пытается бороться : «Мария Никифоровна заметалась от этой первой , настоящей в ее жизни печали и с молодой злобой пошла к вождю кочевников...».Но в тот момент встречи она поняла, что правота кочевников понимаема, и ее слова - лишь слова против той истины бытия , о которой говорит ей вождь : « Степь наша , барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины , тот не преступник...». В финале рассказа перед нами песчаная учительница как будто до конца смиряется со своей участью «бороться», но это смирение - обретение той истины , которая была доступна вождю кочевников - ее миссия заключается в том , чтобы помочь людям быть людьми, и не зря завокроно говорит ей : «Вы , Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом...Но пустыня- будущий мир , бояться вам нечего, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево...». Обретение простой гармонии бытия - вот путь , который проходит «девочка с блестящими глазами», превращаясь в песчаную учительницу. | |
Просмотров: 6100 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта