Главная » Файлы » Сочинения по русской литературе » Солженицын А.И. |
Рецензия на рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
21.06.2012, 00:41 | |
Рецензия на рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Художественная смелость Солженицына в его рассказе «Один...» сказалась уже в том , что он не потворствовал обычным нашим понятиям об украшениях художественного текста. Солженицын разочаровал тех, кто ждал от него рассказа о злодеяниях,пытках,кровавых муках, но , как нарочно, автор выбрал для изображения относительно благополучную пору в лагерной жизни своего героя. О прошлом Ивана Денисовича мы знаем мало, но и того , что знаем, достаточно, чтобы понять, каков он есть человек. Обвинили Шухова в измене: мол , задание немецкой разведки выполнял. «Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь». Сказано это со спокойным и горьким юмором, но от юмора этого - мурашки по коже. Упрекают Ивана Денисовича , что он будто бы примирился с лагерем, но не то же ли это самое , что упрекать больного за болезнь, несчастного - за его несчастья. Его житейская мудрость и практическая сметка - это свойства , которые в крови у русского крестьянина, и рождены они опытом ни одного дня,а потому сохраняют в Шухове силу жизненности, помогающую ему перенести тяжелейшие страдания и остаться человеком. В условиях,чем-то схожих с изначальной борьбой за существование, заново обнаруживается ценность простейших «материальных элементов жизни» : лишняя пайка хлеба становится предметом высокой поэзии. Солженицын очень тонко и последовательно отмечает связь нравственной и материальной сторон жизни. Помнит Шухов слова Куземина : «В лагере вот кто погибает: кто миски лижит , кто на санчасть надеется да к куму ходит стучать». Важен и безусловен нравственный закон : Куземин предупреждает о гибели моральной, и «простой человек», Шухов, это понимает . Шухова не берут низкие соблазны , потому что другая у него основа жизни, другой неписаный кодекс нравственности - нравственности трудового человека. Эта внутренняя основа крепка и строга у него настолько, что не расшатали и не погубили ее долгие годы каторги. Он не махнул рукой на жизнь и не опустился, остался тем же работящим и честным крестьянином , солдатом , мастеровым. И когда автор вскользь замечает о Шухове , что «не мог он себя допустить есть в шапке», - за этой подробностью возникает целый мир представлений, нравственных понятий , стойко охраняемых в себе Иваном Денисовичем. Шухов рассуждает мало , не философствует, не умствует специально, но ведь почти все,что мы узнаем из повести, - это от него, Ивана Денисовича, узнаем, и можно только подивиться тому, какой у него ироничный , острый, по-народному точный взгляд на вещи. У Шухова нет времени на праздные мысли , все его заботы так истинны и неотложны ,что ему не приходится их выдумывать, они сами за ним идут и требуют постоянной сообразительности. В сцене кладки стены здания ТЭЦ Шухов проявляется весь. У Ивана Денисовича руки рабочего человека, а глаз мастера. Вот он срубает лед , намерзший на старой кладке, сам же свою работу обдумывает. В конце концов Шухову даже жаль , что время быстро идет и пора кончать работу. Гордость рабочего человека проявляется в герое. Но не ко всякой работе уважителен Иван Денисович, с подозрением относится он к легким деньгам , к тому , что сулит выгоду без усилий и труда, потому что в нем глубоко укоренено чувтво нравственного долга, а потому никогда не будет он красить ковры по трафаретам. Кроме труда, другая внутренняя опора помогает ему жить - это его отношения с людьми. Едва ли не на каждой странице мы убеждаемся , что годы каторги не заставили Шухова озлобиться, ожесточиться. Разве не уважают его бригадир и кавторанг, разве не связан он крепким рабочим товариществом с Кильгасом и Сенькой Клевшиным. А какую симпатию внушают Шухову два эстонца, оба белые и длинные , похожие друг на друга,как братья родные. И так ко многим людям в бригаде, кроме , конечно, тех, кто мало этого заслуживает , испытывает Иван Денисович чувство уважения и товарищества. Нельзя упрекать Ивана Шухова в том , что он не борется , не отстаивает свои права и не хочет думать о причинах своего несчастья. Достаточно и того , что в Иване Денисовиче с его народным отношением к людям и труду заключена такая жизнеутверждающая сила, которая не оставляет места опустошенности и безверию. И этот оптимизм тем более зрел и реален, что рассказ о судьбе Шухова вызывает в нас самое живое и глубокое возмущение преступлениями поры культа личности. | |
Просмотров: 723 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела
Пушкин А. С. [79] |
Лермонтов М.Ю. [50] |
Гоголь Н. В. [47] |
Достоевский Ф.М [45] |
Толстой Л.Н. [59] |
Салтыков-Щедрин М. Е. [11] |
Чернышевский Н.Г. [2] |
Некрасов Н. А. [17] |
Островский А. Н. [26] |
Грибоедов А.С. [19] |
Чехов А.П. [40] |
Тургенев И.С. [26] |
Толстой А. Н. [4] |
Куприн А. И. [5] |
Твардовский А.Т. [1] |
Блок А.А. [22] |
Бунин И.А. [20] |
Пастернак Б. Л. [2] |
Шолохов М.А. [11] |
Солженицын А.И. [8] |
Булгаков М.А. [26] |
Горький М. [31] |
Есенин С.А. [16] |
Маяковский В.В. [11] |
Платонов А. П. [6] |
Цветаева М. И. [2] |
Ахматова А.А [12] |
Гончаров И. А [17] |
Бродский И. А. [10] |
Разные [179] |
Сопоставительное сочинения [47] |
Сочинения на свободную тему [29] |
Анненский И.Ф [11] |
Друзья сайта